Как помочь гиперактивному ребенку хорошо учиться: рассказывает учитель и мама дочки с СДВГ
© Depositphotos
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – частая причина трудного поведения детей. Ребенок с СДВГ не может долго фокусироваться на чем-то, его внимание скачет, он рассеян и ведет себя слишком активно. Наладить поведение такого ребенка сложно в принципе, а школа бросает новый вызов и его родителям, и его одноклассникам (и их родителям), и педагогам.
О том, откуда берется СДВГ и как сделать процесс обучения гиперактивного ребенка в школе эффективным и комфортным для всех, рассказывает Ирина Лукьянова, автор курса Яндекс.Учебника «СДВГ у детей: рекомендации учителю», создатель форума «Наши невнимательные гиперактивные дети» и мама дочки с СДВГ.
Что такое СДВГ и почему он появляется
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – диагноз, который ставят современным детям все чаще.
Это неврологическо-поведенческое расстройство, при котором развитие управляющей система мозга, отвечающей за самоорганизацию, планирование и постановку целей, происходит у детей с отставанием на несколько лет.
По этой причине они ведут себя несоответственно возрасту.
В 60% случаев после подросткового возраста симптомы СДВГ уходят, но в остальных случаях сохраняются, и людям приходится учиться с этим жить.
По мнению большинства ученых, чаще всего причины СДВГ генетические, но иногда свой вклад могут внести осложнения в процессе беременности и родов, какие-то проблемы в послеродовой период или внешние факторы – например, курение матери во время вынашивания ребенка, черепно-мозговые травмы и воздействие некоторых химических веществ.
Что отличает детей с СДВГ
Синдром дефицита внимания может сопровождаться или не сопровождаться гиперактивностью, но обычно у таких детей маленький диапазон активного внимания.
Это означает, что своим вниманием они управлять не могут.
Их привлекает все яркое, блестящее, новое: птицы за окном, муха в комнате, громкие звуки с улицы или смех старшеклассников за дверью. Ученик может перебивать учителя, выкрикивать что-то, крутиться на стуле, петь.
Иногда к неусидчивости и гиперактивности добавляются сопутствующие проблемы – депрессия, тревожность, расстройство поведения. Ребенок может относиться к окружающим враждебно, а иногда и агрессивно – оскорблять, толкать, хватать за руки. Это становится проблемой для других учеников и их родителей, и они начинают писать жалобы в разные инстанции.
Но все возникающие проблемы можно попытаться решить мирным путем.
Что делать родителям ребенка, в классе которого есть ученик с СДВГ
У родителей нет права требовать исключить ученика с СДВГ или перевести его в другой класс. Но улучшить ситуацию попытаться можно. Для этого можно обратиться к администрации школы, которая обязана постараться наладить общение между всеми участниками образовательного процесса.
Администрация может прикрепить к ребенку тьютора, который будет учить его самоконтролю и следить, чтобы он не отвлекался, или попросить школьного психолога присутствовать на уроках.
Школа также может создать для ученика индивидуальный план обучения: например, часть уроков он посещает вместе с классом, часть изучает дома, по каким-то предметам общается с учителем один на один.
Что делать родителям ребенка вместе с учителем
Наиболее эффективный вариант работы с ребенком с СДВГ – объединение усилий.
Важно, чтобы требования к ребенку и в школе и дома были едиными – так ему будет легче к ним привыкнуть и выработать систему поведения.
К сожалению, на практике это не всегда возможно.
В любом случае старайтесь обмениваться информацией. Родители могут помочь педагогу, рассказав об особенностях своего ребенка: как можно вернуть его внимание, если он отвлекся, что можно сделать, если он эмоционально возбужден.
Учитель со своей стороны должен дать четкие инструкции, что нужно делать школьнику, чтобы освоить программу и пройти аттестацию, а также сообщать о возникающих в школе проблемах.
Бывает, что родители не знают о том, что у их ребенка накопилось много долгов, что он пропускает какие-то уроки, и не узнают об этом без помощи учителя. При этом учитель, несомненно, должен быть корректен: он не может позволять себе оценивать умственные способности и душевное здоровье ребенка, давать ему оскорбительные характеристики, оценивать педагогические способности родителей.
Лучше всего, если родители и учителя вместе разберутся, где именно у ребенка возникают проблемы и как ему помочь.
Родителям ученика с СДВГ и учителю стоит разделить зоны ответственности: чем педагог помогает ученику в классе, а чем – родители дома.
Что делать родителям ребенка с СДВГ дома
Зона ответственности родителей – во-первых, контролировать физическое состояние ребенка. Дети с СДВГ при плохом самочувствии почти совсем не могут сосредоточиться, поэтому важно следить, чтобы ребенок вовремя ложился спать и нормально завтракал.
Во-вторых, родители могут проконтролировать, чтобы ребенок делал домашнее задание, а также научить его организовывать свою работу: понимать, когда устал и стоит сделать перерыв, распределять силы на разные виды работы, составлять план своей деятельности.
Такая помощь детям с СДВГ очень нужна: сами они не научатся самоорганизации.
Иногда у детей такая низкая мотивация и такие серьезные проблемы с волей, что родителям приходится вносить дополнительную мотивацию (хотя платить за сделанные уроки — плохая идея), а иногда — просто сидеть рядом и следить, чтобы ребенок не отвлекался до тех пор, пока можно будет сделать перерыв.
Со временем он научится это делать сам. Но пока не научился — родителям не стоит выходить из себя и кричать на ребенка: он так ведет себя не потому, что вредничает, и крик не поможет ему собраться.
Роль мамы или папы — не надсмотрщик с хлыстом, который понукает ленивого раба, а доброжелательный наставник и помощник рядом с юным стажером.
В школе детям с СДВГ бывает сложно адаптироваться к большому количеству требований и правил. Родители могут обсудить с ребенком, как ему следует вести себя в школе, как реагировать на замечания или похвалу, как общаться с окружающими, что делать при эмоциональной перегрузке.
Скорее всего в сложной ситуации он не вспомнит объяснений, а будет руководствоваться эмоциями, поэтому дома нужно отрабатывать эти навыки.
Это может быть реакция на проигрыш – например, играть в быстрые игры вроде «камень-ножницы-бумага», где проигрыш мимолетный и не обидный, то есть помогать ребенку привыкнуть к мысли, что проиграть не страшно. Это может быть проблемное поведение, когда школьник обижен (здесь, к примеру, получится отрабатывать реакцию «обижен — скажи словами, на что»).
Повторяйте правила в любой удобной ситуации. Пока ребенок маленький — разыгрывайте их с игрушками.
Что делать учителю
Учитель должен понимать сам и внятно донести до класса, что допустимо делать у него на уроке, а чего нельзя, и что будет, если делать то, что нельзя.
Простой список правил лучше разместить в классе на видном месте, чтобы ученик мог всегда освежить их в памяти.
Работа с учеником с СДВГ требует много сил, поэтому стоит максимально облегчить себе процесс. Учителю нужно заранее обсудить с администрацией школы, как решать возникающие конфликты – если ученик оскорбляет педагога, устраивает драки с другими учениками, агрессивно себя ведет или безутешно рыдает на уроке.
По действующим правилам, учитель не имеет права отпустить ученика из класса, поскольку отвечает за его безопасность. Но он может взять телефон дежурного администратора или школьного психолога, попросить кого-то прийти и отвести ученика к медсестре или психологу, если ему плохо, или просто посидеть в тихом месте.
Еще один вариант — отгородить в классе тихий уголок, где ученик, который по каким-то причинам не в форме, может посидеть и прийти в себя.
За психологической помощью может обратиться и самом учитель: иногда простой разговор с психологом или завучем принесет облегчение и даст ощущение поддержки.
Родителей это тоже касается: специалисты помогут вам лучше понять вашего ребенка.
На уроках не перегружайте ученика. Дети с СДВГ быстро устают в принципе, а от монотонной работы особенно. В начале работы с ребенком заметьте, какую нагрузку он выдерживает и как усваивает информацию.
Пытаться повысить его работоспособность, давая больше заданий, – бесполезно. Скорее всего, ученик испугается объема и не сделает ничего. Лучше чередовать разные виды работы, позволять движение в классе, добавлять визуальные и аудиоматериалы, не забывать о юморе, который всегда помогает поддерживать доброжелательную обстановку.
Еще один важный аспект работы с ребенком с синдромом дефицита внимания – его нужно хвалить даже за маленькие успехи, которые для него на самом деле большие.
Таким детям все дается труднее, и похвала от педагога заставит его поверить в свои силы и работать лучше.
_ Совместными усилиями педагогов и родителей образовательный процесс ребенка с СДВГ можно сделать максимально комфортным как для него самого, так и для окружающих._
Больше узнать о синдроме дефицита внимания и о том, как вести себя с детьми с этим синдромом, можно [ на бесплатном онлайн-курсе Яндекс.Учебника] (https://teacher.yandex.ru/professions/sdvg/subscribe) «СДВГ у детей: рекомендации учителю». Эксперт курса — Ирина Лукьянова. Курс будет полезен и педагогам, и родителям, чтобы лучше разобраться в диагнозе своего ребенка. После прохождения курса слушатель получает сертификат о повышении квалификации.
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!