Как помочь ребенку с СДВГ: рассказывает Екатерина Мурашова
Социальная адаптация — один из важных моментов в воспитании ребенка с СДВГ, уверена психолог Екатерина Мурашова.
Ребенку, страдающему синдромом дефицита внимания, не показано индивидуальное обучение, потому что его проблемы возникают не когда он сидит дома и занимается один на один с репетитором, а когда выходит в люди. Такому ребенку надо знать свою особенность, и научиться с ней жить.
Как родителям помочь ребенку адаптироваться к коллективу в детском саду или школе, Екатерина Мурашева рассказала на лекции «Синдром дефицита внимания и гиперактивности: мифы и реальность», которая состоялась 17 мая в центре для детей и родителей «Рождество».
Конспект первой части лекции, где психолог делится своими мыслями о причинах СДВГ, можно почитать здесь.
Во второй статье мы публикуем небольшую памятку для семьи ребенка с СДВГ, в который вы найдете ответы на несколько актуальных вопросов: как организовать правильную учебную среду, как выбрать учителя, как тормозить ребенка, когда он разошелся…
Также Екатерина Вадимовна поделилась несколькими упражнениями на развитие концентрации, которые понравятся даже самым непоседливым детям.
Что важно помнить родителям ребенка с СДВГ
1. СДВГ никак не коррелирует с интеллектуальным развитием ребенка
Эти дети бывают умные, смышленые и глупые, так же, как и остальные дети.
2. Дети с СДВГ редко учатся хорошо, надо воспринимать это как данность
От такого ребенка нельзя требовать стабильности в оценках. Мы помним закон Ломоносова-Лавуазье. Сегодня ребенок идет в школу выспавшийся в хорошем настроении и решает задачки на «отлично». И все потому, что у него на эту задачку было полно энергии.
Завтра он не выспится, на улице будет плохая погода (дети с СДВГ часто метеозависимы) — все силы ребенок потратит на то, чтобы держать себя в руках, не засыпать на уроке. Он просидит над той же самой задачей полчаса, но не сможет ее решить.
И все из-за энергетического дисбаланса: все силы ушли у него на то, чтобы не уснуть. На задачу сил не осталось.
3. Важно правильно организовать для ребенка социальную среду
Если отправите его в первом классе в гимназию, где его ждет по 7 уроков в день, ждите в конце каждого дня истерику из-за перегрузки мозга. Посадите в тепличные условия (например, занятия один на один с репетитором) — тоже сорвете его социальную адаптацию. Ведь как только он окажется в ситуации, где сидит 30 шумных детей, у него сорвет крышу.
4. Ребенку с СДВГ нужен режим
Чем четче кристаллическая решетка, в которую вписан его быт, тем легче ему функционировать.
На моей практике были ребята, которые первые похвальные грамоты привозили только из армии. Они туда вписывались и оказывались очень успешными, ведь там жизнь идет по строгому распорядку.
И дело даже не в жесткости.
Главное для ребенка с СДВГ — определенность.
Человек должен знать, что после обеда у него уроки, после уроков спортивная секция и так далее.
Постепенно у него вырабатываются рефлексы, и мозг заранее настраивается на последующее действие. Например, школьник обедает, но его мозг уже готовится к решению примеров.
5. Если ребенок слетает с катушек, у вас (или у другого человека, который с ним взаимодействует) должен быть способ его остановить
Можно заранее поинтересоваться, где у ребенка находится «кнопка выключения». И в момент, когда он выйдет из-под контроля, вы скажете: «Нажимаю на кнопку, стоп». Можно договориться, что в момент истерики вы выльете на ребенка холодную воду. Ключевое слово здесь — договориться.
Ребенок должен быть заранее осведомлен о том, что его ждет в момент «слетания с катушек».
Не забывайте сообщать о правилах.
Действенный способ выбрать для ребенка учителя
Как бы это смешно ни звучало, но учитель, который подходит ребенку с гипотипом, похож на травоядную рыбу. Говорит медленно, размеренно, склонен по 100 раз повторять всем детям одно и то же — идеальная кандидатура для гипотипа.
Для гипертипа сложно подобрать такую же кандидатуру. Тут все индивидуально.
Но есть один простой и проверенный способ.
Вы выбираете три школы, в которые хотели бы отдать ребенка. Дальше по очереди отправляетесь к каждой и ждете окончания уроков у четвертых классов. Затем отыскиваете ребенка, который похож на вашего (несется, не помня себя, брюки порваны, рубашка выбилась), подходите к его бабушке и говорите: «У меня ребенок очень похож на вашего внука. Мы поступаем в этом году в вашу школу и сейчас выбираем для нашего шалопая педагога. Скажите, как у вас прошли эти четыре года?»
А дальше ждете, что вам ответит бабушка. Если она говорит, что поначалу все не ладилось, были проблемы с учебой и поведением, а потом все улеглось, то принимайте это за хороший знак.
Учителя надо брать! Он уже знает, как работать с такими детьми.
Если бабушка говорит, что они всей семьей прописались в школе, что только и ждут, когда закончится этот кошмар, это тоже знак. Знак, что нужно продолжать искать учителя.
Как развивать концентрацию внимания
Есть одна замечательная игра под названием «Коробейник», которая здорово помогает развивать концентрацию внимания.
Вы ведущий, задаете ребенку условие: «Что хотите, то берите, да и нет не говорите, черного и белого не называйте, красного не вспоминайте». И дальше спрашиваете: «Вы поедете на бал?»
Ребенок должен отвечать на вопросы ведущего, контролируя свою речь и не используя запретные слова (кивок и мотание головы считаются за слова «да» и «нет»). Если он способен поддерживать беседу без этих слов (а вы его постоянно провоцируете нарушить правила), то он способен сохранять высочайший уровень концентрации. Как только ребенок ошибается, вы меняетесь ролями, и он должен подловить на ошибке вас.
Второе упражнение на концентрацию подходит детям, которые умеют писать. Делать его особенно полезно детям, у которых проблемы с русским языком. Вы берете листочек и пишете на нем разборчивым почерком небольшой текст (на полстраницы). Текст должен быть связным и обладать сюжетом.
В нем вам нужно сделать ошибки, которые ребенку по силам найти.
Далее вы отдаете текст на проверку вашему школьнику и говорите: «Найди 15 ошибок».
Дети обожают искать чужие ошибки, поэтому ваш ребенок с радостью примется за работу и… найдет где-то 9 ошибок. После того как он нашел все, что смог, вы галочкой отмечаете строчки, где остались ошибки. Ребенок ищет еще раз. Если после третьего раза остались еще ошибки, вы подсказываете орфограммы, где они допущены.
Внимание! Если делать это упражнение регулярно, ребенок НЕ станет делать меньше ошибок, но он научится их находить и исправлять!
Что можно сделать еще
Детям с СДВГ просто необходимо сбрасывать психомоторное напряжение. Для этого лучше всего подходит работа с водой, песком, глиной и огнем. Также полезно отдать ребенка на спорт. Для маленьких это могут быть любые занятия: от ритмики до борьбы. Для предподросткового и подросткового возраста — обязательно командные виды спорта. На секции ребенок будет учиться социальному взаимодействию.
Очень важно, чтобы он знал, что должен взять себя в руки и сделать все, что от него зависит, для успеха команды.
Это помогает собраться и не отвлекаться на посторонние вещи.
Вообще в работе с СДВГ не бывает универсальных способов, которые помогают всем. И тут важен творческий подход родителя. Соблюдайте основные правила, а дальше… пробуйте, экспериментируйте. И вы найдете свой ключ к решению этой задачи. Удачи!
Фото: Shutterstock.com