Как научить ребенка (и родителя!) адекватно относиться к школьным оценкам
И какие ориентиры лучше дать для понимания своего уровня знаний.© Depositphotos
Дети вслед за взрослыми часто слишком переживают об оценках в школе, так как считают их единственным мерилом своих умений. Однако современные педагоги и психологи все больше склоняются к тому, чтобы уходить от оценок как единственного ориентира уровня подготовки ребенка или использовать их с умом.
О том, как научить ребенка адекватно реагировать на свои оценки в школе, мы попросили рассказать экспертов.
Комментирует директор частной начальной школы и детского сада «Школа Наследие», детский психолог Ольга Ивановна Ушакова
Отметки тесно связаны с формированием самооценки и уверенности в себе.
К первому классу у детей уже есть опыт оценки себя. Для раннего детства характерен следующий принцип мышления: если ребенок что-то сделал неправильно, то он считает себя плохим, а если правильно — то хорошим. Это применимо и к дошкольникам, и к первоклассникам.
В этом возрасте школьник еще не осознает, что получает оценку за конкретное действие.
Учитывая эти особенности, в первом классе российских школ не принято аттестовать, чтобы не тормозить развитие ребенка и не подавлять его самооценку.
Надо заметить, что детям все равно нужен ориентир, который будет мотивировать их стараться.
Поэтому первоклашки в качестве обратной связи от педагога получают записи в тетрадках: «молодец», «молодец!!!», «умничка» и т.д. Для дошкольников и первоклассников похвала учителя имеет ощутимое значение.
Что мешает детям в развитии больше всего, так это не оценки, а сомнения родителей.
Взрослым важно понимать, что малыши считывают не только ваши слова, но и невербальные сигналы. И если мама с энтузиазмом, который читается в ее глазах, радуется успехам ребенка и подбадривает его в случае поражений, он чувствует эту поддержку.
А вот если самые близкие родственники говорят: «Ты молодец» — а потом отводят взгляд в сторону, в их словах чувствуется разочарование, то ученик непременно «считает» это.
До 9 лет ребенка волнует лишь один вопрос: «Любим ли я».
Ему очень хочется угодить родителям, получить от них похвалу. И очень важно, чтобы ребенок не зацикливался на оценках и тем более не старался получить «пятерку», чтобы порадовать маму.
В моей практике встречались родители, которые до зубов вооружали детей знаниями к школе, чтобы те были лучшими среди сверстников, получали высшие баллы по всем предметам. Но дети не всегда оправдывали ожидания семьи: они приносили домой и четверки, и тройки. И родители делали вывод, что недостаточно хорошо подготовили учеников к урокам.
Что я могу сказать таким семьям? Оценка в первую очередь отражает не знания, а способность их проявить.
Эта тема из области социального интеллекта: в основном ученики демонстрируют около 70% тех знаний, которые у них есть.
Дети могут смущаться, теряться, отвлекаться, и это нормально.
Это надо учитывать. И постараться создать для ученика зону «внутренней безопасности» — пространство свободное от критики и наполненное поддержкой. В таких условиях, организованных родителями и школой, у ребенка будет больше возможностей раскрыть свой эмоциональный, интеллектуальный и психологический потенциал.
Поэтому крайне важна следующая позиция родителей, актуальная во все времена: «Да, ты стараешься, делаешь, но мы тебя поддержим в любом случае. Мы всегда найдем способ что-то подкорректировать. Мы будем рады любым твоим результатам. Нам важно не только то, что стоит в дневнике, но и как ты относишься к нам, насколько ты уважаешь мир, людей, насколько ты готов переносить трудности и трудиться».
Комментирует завуч частной начальной школы и детского сада «Школа Наследие» Марина Михайловна Гоголь
Выставляя ту или иную оценку, учитель всегда видит реакцию ребенка. Считаю, что педагог должен обязательно прокомментировать свое решение, особенно, когда дело касается плохой отметки — объяснить, что не так и как поправить ситуацию.
Если школьник обижен, расстроен, то его можно подбодрить:
«Я вижу, что ты опечален, но не нужно огорчаться из-за этого. Я уверена, что к следующему уроку ты подготовишься лучше, и у тебя все получится».
Что же касается реакции родителей на оценки, она не должна быть слишком бурной. Важно, чтобы семья понимала, что их ребенок — отдельная личность и его способности к определенным предметам могут отличаться от склонностей родителей.
Если ребенок получает хорошие отметки — отлично! Но если нет, то не нужно понижать его самооценку, критикуя за плохую успеваемость.
Лучше дайте ему понять, что вам не столько важна отметка, сколько его стремление учиться, готовность взять на себя ответственность, работать над ошибками. И что независимо от результатов, вы все равно его любите и всегда готовы помочь.
Фото: Depositphotos