17 практических рекомендаций, которые помогут улучшить успеваемость детей в школе
Колумнист «Летидора» Роман Савин написал новую статью, в которой дал прекрасные рекомендации для учителей и родителей, как эффективно построить учебный процесс в классе, где учатся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Роман Савин — преподаватель тестирования программного обеспечения. Он автор книг «Тестирование Дот Ком», «СДВГ Лайф» и «Стартап Дот Лав». В качестве хобби Роман изучает проблемы СДВГ и способы его преодоления. В первую очередь из личного интереса, ведь эта проблема знакома Роману не понаслышке.
1. Из-за проблем с рабочей памятью и отвлекаемостью СДВГшке трудно справляться с задачами, требующими решения в уме.
Ребенку можно помочь, если на парте будут счетные палочки или счеты, а также карточка с линейкой с числами.
2. Если речь идет о сочинении, например, на уроке русского, то здесь пригодится стопка карточек, на которых СДВГшка сможет записывать идеи и мысли, когда они сумбурно и валом будут приходить ему в голову.
Таким образом он сможет сбрасывать идеи и мысли на эти карточки и освобождать рабочую память для написания сочинения и слежения за грамматикой и пунктуацией.
Принцип такой: одна карточка = одна идея или мысль.
Перед написанием сочинения ребенок сможет разложить перед собой карточки, это поможет ему быстрее сконцентрироваться на задании.
3. Предложите учителю ввести в классе жетонную систему (token system), которая зарекомендовала себя на практике во многих странах как инструмент для позитивного и негативного подкрепления. Ее суть в том, что за «правильное» поведение ребенок получает жетон с определенным количеством баллов, которые впоследствии может обменять на желаемое, более значительное поощрение (например, освобождение от домашнего задания).
Правила системы должны иногда меняться, чтобы дети не теряли мотивации от привыкания к ней.
4. У СДВГшки смазано восприятие времени, и для визуализации времени ему пригодится специальный таймер на его парте. Таймер поможет ребенку лучше осознавать, сколько минут осталось до завершения конкретной задачи или урока.
5. Старайтесь избегать оценок, если это возможно, и тем более не судить личность ребенка по оценкам.
6. Лучше, если учитель будет давать детям задания по частям.
Например, если в контрольной 30 вопросов, их можно разбить на блоки по шесть вопросов и давать детям эти блоки поэтапно.
7. СДВГшке полезно сидеть на первой парте, то есть ближе к учителю. Таким образом у ребенка будет меньше возможностей для шкод, а у учителя больше возможностей для контакта и немедленной коррекции нежелательного поведения.
8. Попросите учителя фокусироваться на продуктивности и отношении к делу ученика, а уже потом на его аккуратности в выполнении заданий.
9. Хорошая идея завести для СДВГшки разноцветные папки и/или обложки для учебников и тетрадей для каждого предмета, чтобы помочь ребенку с организованностью через разделение материалов для разных предметов.
10. Учитель может вовлечь СДВГшку в процесс, попросив того записывать на доске основные идеи по мере того, как учитель объясняет новый материал.
11. Предложите ученикам делать домашние задания вместе и небольшими группами.
12. Интерактивные компьютерные программы помогают практическому усвоению материала.
Особенно эффективны те программы, где процесс обучения построен на принципах позитивного и негативного подкрепления.
Например, для изучения иностранного языка отлично работает бесплатный www.duolingo.com.
13. Личность учителя и его отношение к делу — одно из важнейших условий для обучения.
Юморной, увлеченный своим делом, креативный в объяснениях и подходах учитель всегда добьется большего, чем тот, кому опостылели и свое ремесло, и свой предмет, и дети.
Если есть возможность, выбирайте для своего ребенка хорошего, настоящего учителя. Учителя, который вкладывает в свое ремесло душу!
14. Если нужно обратиться к ребенку, учитель может подойти к нему, слегка коснуться его плеча или руки и кратко, ясно донести свою мысль.
Такое прикосновение сфокусирует ребенка и даст ему знак об особом и доброжелательном к нему отношении.
15. Мини-контрольные или тесты по частям материала/темы предпочтительней, чем контрольная по всему материалу/теме.
Это позволит ребенку лучше усвоить материал и скорее проверить, правильно ли он его понял.
16. Учитель существенно улучшит успеваемость СДВГшки, если иногда будет оставаться с ним после уроков и помогать делать домашнее задание, а также давать ему дополнительные вещи для лучшего усвоения материала, например, ссылки на видеоуроки или документалки.
17. Одной из первых вещей, которым первоклашка с СДВГ должен научиться, — это хорошо и быстро печатать текст на компьютерной клавиатуре. Это улучшит его моторные навыки и позволит быстро конспектировать материал.
Учитель может научить СДВГшку записывать мысли, идеи, материал по ходу дела.
Это можно сделать в виде бумажных карточек, текстового файла или специальной программы, например, Evernote.
И три вещи напоследок:
1. Мы должны бороться за наших детей.
Родители и учителя могут сделать для СДВГ-ребенка очень многое.
Не откладывайте на потом! Если не помочь СДВГшке сегодня, то завтра, возможно, все будет еще хуже.
Все практические рекомендации, о которых я сегодня рассказал, уже воплощены в жизнь. Ваша школа может быть следующей. Было бы желание!
2. Вот дополнительные материалы по СДВГ и школе:
3. Всю свою работу по СДВГ я делаю на благотворительных началах. Если у вас есть желание и возможность, прошу вас поддержать создание аудиокниги «СДВГ Лайф».
Фото: Shutterstock.com