Советы предназначены для родителей детей с СДВГ, но отлично подойдут для всех школьников без исключения. Колумнист «Летидора» Роман Савин написал новую статью, в которой дал прекрасные рекомендации для учителей и родителей, как эффективно построить учебный процесс в классе, где учатся дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Роман Савин — преподаватель тестирования программного обеспечения. Он автор книг «Тестирование Дот Ком», «СДВГ Лайф» и «Стартап Дот Лав». В качестве хобби Роман изучает проблемы СДВГ и способы его преодоления. В первую очередь из личного интереса, ведь эта проблема знакома Роману не понаслышке.1. Из-за проблем с рабочей памятью и отвлекаемостью СДВГшке трудно справляться с задачами, требующими решения в уме. Ребенку можно помочь, если на парте будут счетные палочки или счеты, а также карточка с линейкой с числами.2. Если речь идет о сочинении, например, на уроке русского, то здесь пригодится стопка карточек, на которых СДВГшка сможет записывать идеи и мысли, когда они сумбурно и валом будут приходить ему в голову.Таким образом он сможет сбрасывать идеи и мысли на эти карточки и освобождать рабочую память для написания сочинения и слежения за грамматикой и пунктуацией.Перед написанием сочинения ребенок сможет разложить перед собой карточки, это поможет ему быстрее сконцентрироваться на задании.3. Предложите учителю ввести в классе жетонную систему (token system), которая зарекомендовала себя на практике во многих странах как инструмент для позитивного и негативного подкрепления. Ее суть в том, что за «правильное» поведение ребенок получает жетон с определенным количеством баллов, которые впоследствии может обменять на желаемое, более значительное поощрение (например, освобождение от домашнего задания). Правила системы должны иногда меняться, чтобы дети не теряли мотивации от привыкания к ней.4. У СДВГшки смазано восприятие времени, и для визуализации времени ему пригодится специальный таймер на его парте. Таймер поможет ребенку лучше осознавать, сколько минут осталось до завершения конкретной задачи или урока.5. Старайтесь избегать оценок, если это возможно, и тем более не судить личность ребенка по оценкам. 6. Лучше, если учитель будет давать детям задания по частям.7. СДВГшке полезно сидеть на первой парте, то есть ближе к учителю. Таким образом у ребенка будет меньше возможностей для шкод, а у учителя больше возможностей для контакта и немедленной коррекции нежелательного поведения.8. Попросите учителя фокусироваться на продуктивности и отношении к делу ученика, а уже потом на его аккуратности в выполнении заданий. 9. Хорошая идея завести для СДВГшки разноцветные папки и/или обложки для учебников и тетрадей для каждого предмета, чтобы помочь ребенку с организованностью через разделение материалов для разных предметов. 10. Учитель может вовлечь СДВГшку в процесс, попросив того записывать на доске основные идеи по мере того, как учитель объясняет новый материал. 11. Предложите ученикам делать домашние задания вместе и небольшими группами. 12. Интерактивные компьютерные программы помогают практическому усвоению материала.Например, для изучения иностранного языка отлично работает бесплатный www.duolingo.com. 13. Личность учителя и его отношение к делу — одно из важнейших условий для обучения. Юморной, увлеченный своим делом, креативный в объяснениях и подходах учитель всегда добьется большего, чем тот, кому опостылели и свое ремесло, и свой предмет, и дети. Если есть возможность, выбирайте для своего ребенка хорошего, настоящего учителя. Учителя, который вкладывает в свое ремесло душу! 14. Если нужно обратиться к ребенку, учитель может подойти к нему, слегка коснуться его плеча или руки и кратко, ясно донести свою мысль.15. Мини-контрольные или тесты по частям материала/темы предпочтительней, чем контрольная по всему материалу/теме. Это позволит ребенку лучше усвоить материал и скорее проверить, правильно ли он его понял.16. Учитель существенно улучшит успеваемость СДВГшки, если иногда будет оставаться с ним после уроков и помогать делать домашнее задание, а также давать ему дополнительные вещи для лучшего усвоения материала, например, ссылки на видеоуроки или документалки. 17. Одной из первых вещей, которым первоклашка с СДВГ должен научиться, — это хорошо и быстро печатать текст на компьютерной клавиатуре. Это улучшит его моторные навыки и позволит быстро конспектировать материал. Учитель может научить СДВГшку записывать мысли, идеи, материал по ходу дела.И три вещи напоследок: 1. Мы должны бороться за наших детей. Родители и учителя могут сделать для СДВГ-ребенка очень многое. Не откладывайте на потом! Если не помочь СДВГшке сегодня, то завтра, возможно, все будет еще хуже. Все практические рекомендации, о которых я сегодня рассказал, уже воплощены в жизнь. Ваша школа может быть следующей. Было бы желание! 2. Вот дополнительные материалы по СДВГ и школе: на английском языке от доктора Баркли на русском языке с сайта «СДВГ Лайф» 3. Всю свою работу по СДВГ я делаю на благотворительных началах. Если у вас есть желание и возможность, прошу вас поддержать создание аудиокниги «СДВГ Лайф». Фото: Shutterstock.com