Психология4 мин.

«Не зевай!»: почему нельзя торопить медлительных детей

Это ломает им психику

© Depositphotos

У любого ребенка с особенностями развития есть все шансы вырасти умным и счастливым человеком, если его поддерживают близкие люди. И медлительные дети — не исключение. Однако маленького «копушу» часто не принимают таким, какой он есть: взрослые считают его ленивым, а сверстники смеются, что он дольше всех завязывает шнурки. И такое отношение — большая ошибка, из-за которой медлительные дети вырастают неуверенными в себе людьми.

Медлительных детей часто считают проблемными и неподдающимися воспитанию. Увы, но многие взрослые не понимают, что эта особенность ребенка не препятствует нормальному развитию. Эти дети так же, как и все остальные, способны добиваться успехов в учебе и заниматься творческой деятельностью. Главное — не навязывать им свой темп.

Об этом в книге «Ваш особенный ребенок идет в школу» рассказывает Марьяна Михайловна Безруких — психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, а также признанный эксперт в вопросах воспитания и развития особенных детей.

С разрешения издательства «Питер», выпустившего эту книгу, мы публикуем небольшой отрывок про медлительных детей. Из него вы узнаете, почему у ребенка может появиться такая особенность и почему большинство взрослых несправедливо требуют от таких детей быть расторопнее.

Медлительные дети

«Все уже оделись, а он в одном ботинке. Все уже играют, а он сидит перед полной тарелкой. Все уже рисуют, а он даже не открыл альбом». Их день начинается словами «быстрее вставай» и потом бесконечное — быстрее иди, одевайся, ешь, думай… И так весь день до вечера.

В такой ситуации сложно не чувствовать себя неуверенным и виноватым, медлительные дети так себя и ощущают.

Медлительные дети есть в каждом детском коллективе.

По некоторым оценкам, их около 22 %, по нашим наблюдениям — 10–12 %.

Причины медлительности различны.

Это может быть медлительность, вызванная врожденными, в том числе наследственными, особенностями развития нервной системы, высшей нервной деятельности.

Такие дети, как правило, медлительны в любых видах деятельности: в играх и еде, речи и ходьбе, в любых движениях. Они медленно включаются в игру, еще сложнее для них быстро переключиться, они не умеют быстро ответить, долго думают. Это раздражает взрослых, над нерасторопными «копушами» часто смеются дети.

От непонимания и насмешек медлительный ребенок становится еще более скованным и неуверенным.

© Depositphotos

Он сторонится детей, часто просто боится общаться с незнакомыми взрослыми.

Медлительность может проявляться лишь и в определенных видах деятельности, здесь причины иные. Считается, что возможен и третий вариант — медлительность, воспитанная условиями среды.

Медлительных детей нередко считают ленивыми, плохо соображающими и неспособными, при этом оцениваются не их реальные способности, а умение придерживаться определенного темпа работы.

На самом деле такие дети совсем не глупы, а иногда они обладают выдающимися интеллектуальными способностями.

Главная особенность медлительных детей — более низкая (примерно в два раза) скорость любых действий, деятельности и, конечно, движений. Они обычно робки, нерешительны, с трудом вступают в контакт. Эти дети не будут бойко отвечать на вопросы взрослых или охотно рассказывать стихотворение, петь песню, не стремятся к шумным и активным играм. Вступая в любую игру, они будут долго примериваться, прежде чем начать что-то делать.

Им легче выполнять то, что уже известно и опробовано, нежели что-то новое.

Как правило, еще до школы у таких детей накапливается опыт собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. «Копушами» и «мямлями» недовольны взрослые, их постоянно торопят, подгоняют, а нередко запугивают: «Вот пойдешь в школу, будут у тебя одни двойки», «Поторопись, быстрее, в школе тебя ждать никто не будет», «В школе над тобой будут смеяться — полчаса шнурки завязываешь». Такая подготовка к школе неизбежно вызывает новые трудности, но главная беда в том, что ребенок готов к ним и уверен: так и должно быть, это непреодолимо и он сам виноват.

Ощущение собственной вины — наиболее характерная черта медлительных детей.

© Depositphotos

И это постоянное чувство вины лишает их надежды на успех и преодоление, делает все действия еще более неловкими и медленными. Постоянные неудачи, помноженные на не проходящую спешку, создают ситуацию хронического (травмирующего) стресса.

Исследования развития мозга последних лет показали, что хронический стресс нарушает процессы морфологического и функционального созревания мозга, а это способно еще больше осложнить подготовку медлительных детей к обучению в школе. К ним часто относятся с предубеждением, руководствуются не реальными фактами, а мифами. Рассмотрим их.

Миф 1. Медлительные дети могут все делать быстрее, но по разным причинам не хотят

Факты. Темп деятельности, медлительность — это характеристика организации центральной нервной системы. Медленный ребенок может и хочет, но не может произвольно менять темп.

Миф 2. У всех медлительных детей низкий уровень интеллекта, они «плохо соображают»

Факты. Медленный темп никак не связан с эффективностью и качеством интеллектуальной деятельности.

Миф 3. Медлительные дети всегда неуспешные, они отстающие ученики

Факты. Медлительные дети бывают очень одаренными, могут рано научиться читать и обладать энциклопедическими знаниями, многие из них рано проявляют способности в какой-то одной области — в конструировании, математике, естествознании и так далее.

Фото: Depositphotos