Без стресса и слез: как помочь «трудному ребенку» учиться на отлично
© Depositphotos
10 ноября 2020 года компания «Яндекс» провела большую конференцию по образованию Yet Another Conference on Education. В эфир вышли педагоги, специалисты по дошкольной, дополнительной подготовке и другие эксперты, которые поделились непростым опытом перехода в онлайн.
Среди экспертов на конференции выступала Ксения Вотякова — нейропсихолог, специалист по трудностям обучения, консультированию и коррекционной работе с детьми. Она работала в Лаборатории исследования проблем трудностей обучения МГППУ и в школьной службе психологического сопровождения обучения. Сейчас Ксения помогает готовить задания и создавать образовательный опыт ученика для сервиса Яндекс.Учебник.
Ксения рассказала о том, как работать с гиперактивными, медлительными, тревожными и конфликтными детьми.
«Летидор» подготовил конспект выступления с основными тезисами. Хотя лекция была адресована учителям, с рекомендациями будет полезно ознакомиться и родителям.
Как найти подход к «трудному ребенку»? Психологи-практики выделяют несколько условных типов характера. Чаще всего в индивидуальном подходе нуждаются гиперактивные, медлительные, тревожные и конфликтные дети.
Определите, к какой из этих групп принадлежит ребенок, чтобы лучше понять, как ему помочь в учебе.
Гиперактивные дети: фокусируйте внимание, увлекайте, дозируйте нагрузку
Гиперактивные дети подвижны и импульсивны, инициативны и легки на подъем, но, к сожалению, они невнимательны. Им сложно планировать и регулировать свою деятельность, контролировать эмоции и трезво оценивать ситуацию, что может приводить к конфликтам со сверстниками.
Так происходит потому, что у гиперактивных детей прослеживается относительная несформированность регуляторных функций головного мозга, которые и обеспечивают контроль внимания и организацию поведения.
По данным различных исследований, эта проблема возникает примерно у 15% детей в начальной школе, но может уйти с возрастом.
Что делать
Помогайте ребенку фокусировать внимание, а также с планированием и самоорганизацией.
- Дозируйте нагрузку. Например, в начальной школе работоспособность таких детей не высока (15–20 минут), после чего нужно сменить вид активности или дать возможность отдохнуть;
- составляйте схемы и планы действий вместе с ребенком (например, алгоритм решения текстовой задачи);
- стимулируйте ребенка проговаривать вслух свои действия;
- помогайте разбивать сложные задачи на несколько простых этапов (например, попросите выучить четверостишия одно за другим, а не сразу все стихотворение);
- используйте списки дел на день, расписания и чек-листы;
- вовлекайтесь в работу вместе с ребенком;
- развивайте способность к рефлексии, учите оценивать свою работу.
Медлительные дети: не торопите, дайте им больше времени
Есть дети, которые живут в другом ритме. Им приходится больше повторять новый материал, чтобы запомнить его, они дольше выполняют задания и с трудом переключаются между ними, часто отвлекаются на детали и застревают на них.
Зато у медлительных детей есть важный ресурс: они более вдумчивы и созерцательны.
Подгонять такого ребенка бесполезно и даже вредно. Нехватка времени лишь приведет к постоянному стрессу.
Что делать
- Давайте ребенку работать в его собственном ритме: выделяйте больше времени на обдумывание, вникание в детали и решение задач;
- разрешайте делать домашние задания меньшего объема — главное, чтобы они были выполнены, а не брошены на полпути;
- говорите медленнее, чтобы ребенок успевал усваивать информацию;
- научите ребенка лучше ориентироваться во времени и рассчитывать свои силы.
Тревожные и чувствительные дети: давайте право на ошибку и поддерживайте
Тревожный ребенок склонен волноваться в тех ситуациях, которые многим кажутся нейтральными и безопасными. Ему страшно в незнакомой обстановке, ему некомфортно, когда его знания проверяют (да еще и публично, у доски, перед всем классом). Он часто сомневается, все ли сделал правильно.
Если тревога сильна, то она парализует, и ученик не может продемонстрировать все, на что способен.
Однако у тревожных детей огромный потенциал: они ответственные, целеустремленные, более чутко относятся к сверстникам и часто хорошо понимают границы своих возможностей.
Что делать
Разделить с ребенком его тревогу.
- Если ребенок боится отвечать у доски, не настаивайте. Действуйте поэтапно: сначала попросите его ответить индивидуально, потом — когда он будет к этому готов — соседу по парте и, наконец, группе одноклассников. Для этого можно, например, выбрать доклад на тему, которая очень интересна ребенку, в которой он хорошо разбирается;
- постарайтесь уменьшить степень неопределенности, оградить от ситуаций, вызывающих тревогу;
- установите эмоциональный контакт и теплые взаимоотношения;
- дайте понять, что ошибаются и боятся все, невозможно научиться чему-то новому, не ошибаясь. А значит, в ошибке, которой так боится ребенок, нет ничего страшного;
- не предъявляйте завышенных требований и строго не наказывайте;
- уважайте внутренние переживания — выражайте сочувствие эмоциям ребенка.
Конфликтные дети: давайте «перегореть», ограждайте, помогайте учиться на ошибках
Такой ребенок часто проявляет агрессию, конфликтует со сверстниками и злится. Он упрям и больше думает о личном успехе.
Но у него есть и сильные стороны — много энергии и упорства в достижении цели.
Если помочь конфликтному ребенку быть более эмпатичным, учитывать интересы других людей и научить коммуникации, он сможет стать отличным лидером, который будет вести за собой. Дети ведут себя агрессивно по разным причинам. Возможно, он не знает или не понимает, как можно поступить иначе.
Главная цель — научить приемлемым способам выражения сильных эмоций.
Что делать
Сохранять спокойствие и демонстрировать твердость принятых решений.
- Постарайтесь отстраниться от собственных эмоций, насколько это возможно, и реагировать на ситуацию рационально;
- дайте ребенку время успокоиться, предложите варианты действий, которые помогают справиться с сильными эмоциями: двигаться, дышать, переключиться на какую-то активность;
- обсуждайте конфликт, только когда ребенок успокоится;
- научите вспоминать, что именно произошло;
- учите отделять состояние гнева от своей личности;
- обращайте его внимание на чувства других людей;
- направляйте энергию ребенка в мирное русло (проектная деятельность, решение сложных задач).
Помните, что нежелательное и неадекватное поведение ребенка — чаще всего признак того, что он находится в состоянии стресса и дезадаптации.
Обучение в ситуации стресса невозможно. Не пытайтесь изменить ситуацию с помощью наказаний или обвинений.
Лишь внимательное отношение к ребенку, попытка разобраться в причинах его сложностей помогает понять, что именно нужно изменить в нашем поведении и методах обучения.
Знайте, что испытывать сильные эмоции в ответ на нежелательное поведение — это нормально. Главное — сохранять способность к рациональному разрешению сложных ситуаций и стремиться понять особенности ребенка, чтобы быть на его стороне и ставить для него достижимые цели.
Фото: Depositphotos, Freepik