Объект насмешек: в чем опасность буллинга

Во время беседы с официальным спикером антибуллинговой кампании «Летидор» получил ответы на самые важные вопросы о школьной травле, которые должны знать все родители.

В сентябре телеканал Cartoon Network при поддержке «Фонда Развития Интернет», известного проектами в области безопасности детей и подростков, провел всероссийскую антибуллинговую кампанию «Будь сильнее – будь другом».

Статистика от «Фонда Развития Интернет»:

• С буллингом в одинаковой степени сталкиваются как мальчики (33% респондентов), так и девочки (31% респондентов) — это дает возможность говорить о том, что агрессия, как минимум в школьном возрасте, не зависит от гендерной принадлежности.

• 48% школьников рассказали, что могут заступиться за жертву буллинга только в том случае, если это их друг. В остальных ситуациях они предпочтут молчать, т. к. испытывают страх перед агрессором.

• Почти половина родителей, принявших участие в опросе, в своем детстве сталкивались с травлей.

• Более 30% родителей считают, что буллингу можно противостоять, если научить ребенка постоять за себя. Однако, по мнению психологов, эта тактика нередко приводит лишь к развитию конфликта.

Галина Владимировна Солдатова, доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор «Фонда Развития Интернет», член-корреспондент РАО, официальный спикер антибуллинговой кампании телеканала Cartoon Network.

Какие действия считаются буллингом и как доказать, что это был именно он?

Термин «буллинг» означает намеренное и регулярное причинение вреда одним человеком или группой лиц другому человеку, который не может за себя постоять.

Это могут быть запугивание, унижение, физический или психологический террор, систематическая порча имущества. Кибербуллинг – преследование в интернет-среде.

Существует несколько основных характеристик, которые позволяют выделить буллинг среди других видов насилия.

• Умышленность и регулярность. Буллинг – это систематическое, спланированное нанесение ущерба, которое травмирует психику жертвы.

• Неравенство сил. Акты агрессии направлены со стороны сильного человека (или группы людей) по отношению к более слабому.

• Все, что происходит в рамках буллинга, затрагивает широкий круг участников, роли между которыми достаточно четко распределены.

• Буллинг не заканчивается сам по себе. В этом его опасность. Он может быть не всегда явным, может на какое-то время «затихнуть», а затем всегда продолжается.

Дети по различным причинам стараются утаить от взрослых тот факт, что стали объектом нападок или травли со стороны сверстников.

Как родители могут понять, что их ребенок – жертва буллинга?

Последствия школьной травли могут дать о себе знать и во взрослой жизни, поэтому важно своевременно заметить признаки буллинга. Обратите внимание на несколько аспектов. Тревожными звоночками могут стать изменения в поведении ребенка:

• потеря аппетита,

нарушение сна,

• нежелание ходить в гости,

• отказ объяснить причины подобного поведения или же неправдоподобные объяснения,

• следующий сигнал – пропуски занятий, снижение успеваемости,

• эмоциональные всплески, состояние тревоги, беспричинные слезы, рассеянность, неспособность концентрироваться тоже могут быть симптомами.

Родители узнали, что их ребенок подвергается травле в школе. Что делать в первую очередь?

Важно разобраться в том, что произошло. План действий во многом зависит от особенностей ситуации. Однако есть ряд универсальных шагов, которые можно рекомендовать.

• Поговорите с ребенком, но избегайте при этом длительных допросов! Проанализируйте ситуацию вместе с ребенком: когда и почему возник конфликт, кто из детей принимает участие в травле, есть ли у него защитники, как часто это происходит, существует ли опасность для жизни и здоровья вашего ребенка.

• Сохраняйте спокойствие сами и успокойте ребенка. Осторожные слова и взвешенные решения в данной ситуации помогут гораздо больше, чем бурные эмоции. Убедите ребенка в том, что всегда будете на его стороне.

• Соберите доказательства травли: свидетельства учителей или других учащихся, скриншоты экрана, если речь идет о травле в социальных сетях, или смс c оскорблениями и угрозами, видеозаписи и т. п.

• Предложите ребенку изменить тактику поведения, научите его правильно реагировать на агрессоров. Лучший способ в данной ситуации – игнорировать обидчиков или вести себя неожиданным для них образом. Например, не поддаваться на провокации и сохранять невозмутимость или обратить все в шутку. Неожиданная реакция на стандартные обстоятельства позволит сделать шаг к преодолению конфликта.

• Велика вероятность, что ситуация не разрешится сама по себе. Поэтому обратитесь за помощью к классному руководителю, школьной администрации, школьному психологу и выясните, что они готовы сделать для урегулирования конфликта.

• Если имеется опасность для жизни и здоровья ребенка, обратитесь в правоохранительные органы по месту жительства, написав заявление и представив собранные доказательства: диктофонные записи угроз и оскорблений, скриншоты, свидетельства одноклассников, друзей или просто прохожих.

• Родителям важно проанализировать тактику своего поведения с ребенком. Помните, что особенности отношения к детям (гипер- или гипоопека, эмоциональная холодность, авторитарный стиль отношений) – сильный провоцирующий фактор комплекса жертвы у ребенка.

Бывает, что учитель позволяет себе весьма резкие шутки в адрес учеников. Это относится к буллингу? Если да, то как можно доказать его вину?

Буллинг существует не только среди детей, но и в отношениях между учителями и учащимися. Так, психологи выяснили, что больше других склонны подвергать буллингу своих учеников те учителя, которые в начале своей профессиональной карьеры пережили буллинг со стороны учащихся. Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не откладывайте ее решение. Свидетельством конфликтных отношений с учителем может стать:

• нежелание ребенка делать домашнее задание по отдельному предмету,

• негативные отзывы об учителе,

• пропуски его уроков.

Поговорите с ребенком, позвольте ему выразить накопившиеся эмоции, поддержите. Соберите возможные доказательства: это могут быть наблюдения других родителей, отзывы одноклассников, классного руководителя, психолога.

Обсудите ситуацию с самим учителем в конфиденциальной обстановке. Постарайтесь понять, для чего он выбрал именно такую тактику поведения с ребенком, каким он видит решение проблемы. Если предпринятые шаги не оказывают желаемого влияния на ситуацию, обратитесь за помощью к администрации. На уровне школы сейчас появляется все больше и больше инструментов, которые позволяют решить этот вопрос.

Иногда на свои жалобы родители слышат в ответ: «Он сам виноват!» (спровоцировал, не умеет дружить, всех отвлекает и т. д.). Как быть в такой ситуации?

Есть вероятность, что подобное поведение ребенка – это проявление виктимности, то есть потенциальной или реальной способности оказываться в роли жертвы.

Виктимность может проявляться не только как робость и податливость, но и как повышенная конфликтность, позволяющая получить удовлетворение от негативной реакции окружающих на свое поведение.

Такое случается, когда у ребенка:

• низкая самооценка;

неуверенность в себе;

• высокая тревожность;

• конформность (податливость к давлению со стороны группы);

• низкая стрессоустойчивость;

• отсутствует социальная поддержка.

Стиль воспитания также имеет большое значение. Например, психологи отмечают, что у 40% потерпевших наблюдается отсутствие эмоциональных, доверительных контактов в семье, в том числе с матерью, а 20% потерпевших воспитывались по типу повышенной моральной ответственности. Также оказывают воздействие неблагоприятные условия социализации: одиночество, непонимание, физические травмы, негативное отношение учителей или сверстников.

Можно ли оставлять ребенка в классе, где он подвергался буллингу, после того как конфликт погашен административными методами?

Такое решение должно приниматься индивидуально. В случае, когда ситуация буллинга хорошо проработана и проведены все необходимые мероприятия, оставить ребенка в классе можно. Проработка ситуации подразумевает включение всех участников образовательного процесса: педагогов, администрации, психолога, учащихся класса. А необходимые мероприятия – это воспитательная работа, оказание социально-психологической помощи участникам конфликта, профилактическая работа с учащимися и их родителями, мероприятия по сплочению класса. Однако иногда ситуация заходит слишком далеко, и тогда ребенок ни при каких условиях не должен продолжать обучение в том же классе или школе. В некоторых случаях перевод в другую школу – действительно неизбежное и необходимое решение, которое поможет нейтрализовать неприятные последствия и справиться с болезненными воспоминаниями.

Семейный гороскоп