Всему свое время: почему важно не торопиться с развитием малыша
© Shutterstock/VOSTOCK
Денис Кикин – остеопат, психолог и отец двоих детей рассказал «Летидору» об особенностях последовательного развития у детей. За плечами специалиста 17 лет практики, в течение которых он успешно поработал более чем с двумя тысячами детей, научил их двигаться и взаимодействовать с внешним миром. Отцовство же стало подспорьем для того, чтобы пополнить багаж знаний Кикина о развитии детей.
Мой ребенок не ползал, сразу встал и пошёл. В остальном он такой же, как все.
Есть такое мнение у молодых родителей, и слышу я его частенько.
Ребёнок рождается, развивается, познает своё тело, новое пространство и делает сложные движения. То есть он приспосабливается к окружающей среде, и происходит это по правилам.
Есть определенная последовательность развития движения человека. И она отражается в созревании центральной нервной системы. Если бы ребёнок провел в утробе мамы ещё 9 месяцев, то при рождении смог бы самостоятельно передвигаться, как минимум на четвереньках. Как известно, человеческий детеныш рождается на сроке, когда он самостоятельно еще не может ходить. При этом у него всё для этого имеется: нервная система, мышцы, скелет и так далее. Нужно только дать ему возможность созреть.
Мы знаем: чтобы получить красивый цветок, нужно подготовить плодородную почву, выбрать зернышко и посадить его. Далее следует правильно ухаживать, поливать и оберегать от холода. Вот и всё. Тогда у нас будет возможность через некоторое время любоваться красотой.
С человеком так же. Мама — это земля, а папа — семя. Когда семя попадает в землю, происходит волшебство.
Дальше задача родителей - оберегать ребенка от холода, чрезмерной опасности, вовремя кормить, подмывать, любить, давать ему знания, в которых он нуждается. Остальное (волшебство) уже находится внутри маленького существа. Есть ситуации, когда имеется повреждение тех или иных тканей, то здесь однозначно следует обратиться к специалисту. В остальных случаях только родители способствуют изменению «программы» организма.
Вот факторы, нарушающие последовательность движения.
- Ребенка с рождения носят на руках столбиком.
- Малыш много времени проводит в кроватке, где удобно встать, держась за прутья, либо в манеже, где можно ухватиться и подняться.
- Скользкий пол, по которому очень трудно ползти по-пластунски, а на четвереньках расползаются ноги.
- Ходунки — злейший враг, а не помощник, не обучающий ходьбе. И в этом же пункте добрые родители, а чаще бабушки и дедушки, которые водят детей за руки.
Давайте посмотрим, чем отзовется нарушение последовательности развития в будущем.
-
Чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Компрессия шейного отдела позвоночника с последующим нарушением мозгового кровообращения. Нарушение формирования поясничного лордоза. Неправильная позиция тазобедренных суставов с последующим ранним износом. Плоско-вальгусная постановка стоп.
-
Нарушение формирования системы внутренних органов, особенно органов малого таза, репродуктивной системы. Давно известно: нежелательно чтобы девочка рано села и встала, поскольку от этого в будущем зависит положение матки.
-
Физика созревает параллельно с психикой. При несоблюдении последовательности развития движения я всегда вижу нарушение развития психики ребенка.
Так как движение создается постепенно и поэтапно, каждое новое движение необходимо ребенку для удовлетворения его насущных потребностей.
Уступить — это первая фаза цикла удовлетворенности. В психологии это способность говорить «Да». Это создает ощущение «всё правильно в мире».
Оттолкнуться — от земли, поднять голову, выпрямить руки. Впервые проявляется еще в утробе. Погрузившись в ткани матки, насытившись заботой, стабильностью и покоем, ребёнок готов толкаться и выталкивать себя наружу. Толчок — это движение, которое поддерживает нашу способность говорить «нет», позволяет отделить то, чего хотим, от того, что не хотим.
Желание дотянуться — начинаем протягивать руку к чему-то, чего хотим, начинаем ползти. В первую очередь, это желание соединиться с тем, что хотим. С точки зрения развития, это движение поддерживает нашу способность продвигаться в пространстве.
Схватить — как только дотянулись до предмета, мы начинаем его понимать. Младенец хватает руку, волосы взрослого, игрушку. С точки зрения развития, этот этап заключается в проявлении наших желаний и достижении наших целей.
Подтянуться - и как только мы схватились за то, что хотим, мы это тянем к себе. Младенцы могут начать это движение, лежа на животе, затем, стоя на четвереньках, принести игрушку к себе. Позже окажется, что дети тянутся к мебели, тянут к себе, чтобы помочь себе встать. Мы хотим то, что у нас есть.
Отсюда цикл удовлетворения потребностей возвращается в уступание. Таким образом ребенок постоянно находится в процессе развития. Хотим мы этого или нет, знаем или не знаем, такая последовательность нужна для полноценного развития и исследования мира.
Теперь вы это знаете, остается только наслаждаться, наблюдая за процессом развития маленьких детей. И тут вы, конечно, расслабитесь, но рано.
Позволить волшебству свериться можно только при одном условии: при постоянной работе над собой, осознании собственных действий.
Приведу пример того, что может произойти с человеком, у которого один из этапов не был пройден самостоятельно.
Ребенок учится в школе, хочет хорошо зарабатывать, быть директором или блогером - не важно. И то, и другое - прекрасное желание, для осуществления его нужно пройти определенные этапы. Но есть детская модель развития психики, которая не позволит ждать, и молодой человек начинает требовать от окружающих. А родители уже воспринимают его не как ребенка, и отношение соответствующее. Ведь мы-то понимаем, что нужно сначала окончить институт, наработать опыт. А у человека работает детская модель поведения, в которой непременно присутствует взрослый и помогает, «водит за ручки». Возникает когнитивный диссонанс с ухудшением настроения, ощущением, что «меня не понимают», депрессией.
А у человека работает детская модель поведения, в которой непременно присутствует взрослый и помогает, «водит за ручки».
Возникает когнитивный диссонанс с ухудшением настроения, ощущением, что «меня не понимают», депрессией.
Работать с этим можно и нужно в любом возрасте. Я как телесно-духовный терапевт, прохожу со своими посетителями все этапы построения движения с самого начала.
Это помогает освободиться от моделей поведения, которые в данный момент не функциональны и мешают спокойно жить.
А вы попробуйте сами пройти все этапы, станьте детьми:
- лягте на спину, возьмите стопы в руки
- повернитесь со спины на живот
- поднимите голову, упритесь на предплечья, затем прямые руки (таз на полу)
- ползайте по-пластунски, встаньте на четвереньки
- сядьте
- и только теперь с четверенек встаньте
Теперь и вы знаете секрет и значение последовательности. Делайте эти упражнения каждый день, и вы избежите проблем с суставами, будете гибкие, и в целом организм будет работать как часы!