Развитие ребенка проходит по этапам, которые заложены в нас природой. Их нельзя назвать стихийными. И если мы знаем правила игры, то будем всегда готовы к неожиданным сюрпризам. Денис Кикин – остеопат, психолог и отец двоих детей рассказал «Летидору» об особенностях последовательного развития у детей. За плечами специалиста 17 лет практики, в течение которых он успешно поработал более чем с двумя тысячами детей, научил их двигаться и взаимодействовать с внешним миром. Отцовство же стало подспорьем для того, чтобы пополнить багаж знаний Кикина о развитии детей.Есть такое мнение у молодых родителей, и слышу я его частенько. Ребёнок рождается, развивается, познает своё тело, новое пространство и делает сложные движения. То есть он приспосабливается к окружающей среде, и происходит это по правилам.Есть определенная последовательность развития движения человека. И она отражается в созревании центральной нервной системы. Если бы ребёнок провел в утробе мамы ещё 9 месяцев, то при рождении смог бы самостоятельно передвигаться, как минимум на четвереньках. Как известно, человеческий детеныш рождается на сроке, когда он самостоятельно еще не может ходить. При этом у него всё для этого имеется: нервная система, мышцы, скелет и так далее. Нужно только дать ему возможность созреть.Мы знаем: чтобы получить красивый цветок, нужно подготовить плодородную почву, выбрать зернышко и посадить его. Далее следует правильно ухаживать, поливать и оберегать от холода. Вот и всё. Тогда у нас будет возможность через некоторое время любоваться красотой.Дальше задача родителей - оберегать ребенка от холода, чрезмерной опасности, вовремя кормить, подмывать, любить, давать ему знания, в которых он нуждается. Остальное (волшебство) уже находится внутри маленького существа. Есть ситуации, когда имеется повреждение тех или иных тканей, то здесь однозначно следует обратиться к специалисту. В остальных случаях только родители способствуют изменению «программы» организма.Вот факторы, нарушающие последовательность движения. Ребенка с рождения носят на руках столбиком. Малыш много времени проводит в кроватке, где удобно встать, держась за прутья, либо в манеже, где можно ухватиться и подняться. Скользкий пол, по которому очень трудно ползти по-пластунски, а на четвереньках расползаются ноги. Ходунки — злейший враг, а не помощник, не обучающий ходьбе. И в этом же пункте добрые родители, а чаще бабушки и дедушки, которые водят детей за руки. Давайте посмотрим, чем отзовется нарушение последовательности развития в будущем.Чрезмерная нагрузка на опорно-двигательный аппарат. Компрессия шейного отдела позвоночника с последующим нарушением мозгового кровообращения. Нарушение формирования поясничного лордоза. Неправильная позиция тазобедренных суставов с последующим ранним износом. Плоско-вальгусная постановка стоп. Нарушение формирования системы внутренних органов, особенно органов малого таза, репродуктивной системы. Давно известно: нежелательно чтобы девочка рано села и встала, поскольку от этого в будущем зависит положение матки. Физика созревает параллельно с психикой. При несоблюдении последовательности развития движения я всегда вижу нарушение развития психики ребенка.Так как движение создается постепенно и поэтапно, каждое новое движение необходимо ребенку для удовлетворения его насущных потребностей. Уступить — это первая фаза цикла удовлетворенности. В психологии это способность говорить «Да». Это создает ощущение «всё правильно в мире». Оттолкнуться — от земли, поднять голову, выпрямить руки. Впервые проявляется еще в утробе. Погрузившись в ткани матки, насытившись заботой, стабильностью и покоем, ребёнок готов толкаться и выталкивать себя наружу. Толчок — это движение, которое поддерживает нашу способность говорить «нет», позволяет отделить то, чего хотим, от того, что не хотим. Желание дотянуться — начинаем протягивать руку к чему-то, чего хотим, начинаем ползти. В первую очередь, это желание соединиться с тем, что хотим. С точки зрения развития, это движение поддерживает нашу способность продвигаться в пространстве. Схватить — как только дотянулись до предмета, мы начинаем его понимать. Младенец хватает руку, волосы взрослого, игрушку. С точки зрения развития, этот этап заключается в проявлении наших желаний и достижении наших целей. Подтянуться - и как только мы схватились за то, что хотим, мы это тянем к себе. Младенцы могут начать это движение, лежа на животе, затем, стоя на четвереньках, принести игрушку к себе. Позже окажется, что дети тянутся к мебели, тянут к себе, чтобы помочь себе встать. Мы хотим то, что у нас есть.Отсюда цикл удовлетворения потребностей возвращается в уступание. Таким образом ребенок постоянно находится в процессе развития. Хотим мы этого или нет, знаем или не знаем, такая последовательность нужна для полноценного развития и исследования мира. Теперь вы это знаете, остается только наслаждаться, наблюдая за процессом развития маленьких детей. И тут вы, конечно, расслабитесь, но рано.Приведу пример того, что может произойти с человеком, у которого один из этапов не был пройден самостоятельно.Ребенок учится в школе, хочет хорошо зарабатывать, быть директором или блогером - не важно. И то, и другое - прекрасное желание, для осуществления его нужно пройти определенные этапы. Но есть детская модель развития психики, которая не позволит ждать, и молодой человек начинает требовать от окружающих. А родители уже воспринимают его не как ребенка, и отношение соответствующее. Ведь мы-то понимаем, что нужно сначала окончить институт, наработать опыт. А у человека работает детская модель поведения, в которой непременно присутствует взрослый и помогает, «водит за ручки». Возникает когнитивный диссонанс с ухудшением настроения, ощущением, что «меня не понимают», депрессией.Возникает когнитивный диссонанс с ухудшением настроения, ощущением, что «меня не понимают», депрессией. Работать с этим можно и нужно в любом возрасте. Я как телесно-духовный терапевт, прохожу со своими посетителями все этапы построения движения с самого начала.А вы попробуйте сами пройти все этапы, станьте детьми: лягте на спину, возьмите стопы в руки повернитесь со спины на живот поднимите голову, упритесь на предплечья, затем прямые руки (таз на полу) ползайте по-пластунски, встаньте на четвереньки сядьте и только теперь с четверенек встаньте Теперь и вы знаете секрет и значение последовательности. Делайте эти упражнения каждый день, и вы избежите проблем с суставами, будете гибкие, и в целом организм будет работать как часы! Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!