Психология

Эксперт Intel: у детей есть все для технического творчества

Эксперт Intel: у детей есть все для технического творчества

© depositphotos.com

Как правильно заинтересовать ребенка техническим творчеством? Какие социальные проекты реализовывают ребята по всей стране? Об этом Рамблер/Семье рассказала Анна Лобанова — директор департамента внешних связей Intel в России и странах СНГ.

Мы живем в замечательный век высоких технологий, развитие которых зависит от наших детей. Как заинтересовать ребенка техническим творчеством, какие социальные проекты реализовывают ребята в рамках образовательных программ, какие карьерные перспективы ждут сегодняшних школьников? С этими вопросами редакция Рамблер/Семьи обратилась к директору департамента внешних связей Intel в России и странах СНГ Анне Лобановой.

Анна Лобанова

Российские школьники и студенты, как правило, получают техническое образование на родине. Как Вы оцениваете отечественное образование в данной сфере? Можете ли выделить недостатки?

Я бы не говорила слова «недостатки». Правильнее — области для дальнейшего развития. Если ребенок заинтересовался технологиями, то поддерживать эту увлеченность нужно посредством дополнительного образования: курсы, кружки. И мы, как высокотехнологичная компания, заинтересованы в развитии этого направления. У нас есть программа, которая называется «STEM-центры». Она предполагает обучение вне школы. Мы помогаем ребятам, начиная со средней и старшей школы, приобщаться к технологическому творчеству в рамках работы с преподавателями вузов, экспертами. Сейчас функционируют более 80 STEM-центров по всей стране.

Как давно в России обучают детей по программе «STEM-центры»?

Она была запущена в 2012 году в Нижегородской области. Программа стала совместной инициативой Министерства образования Нижегородской области и компании Intel. Появилась она в рамках подготовки ребят к научно-техническим конкурсам. Было очевидно, что базового уровня школьных знаний не хватает, хороших результатов достигали только те ребята, которые дополнительно занимались с преподавателями. Мы решили предоставить такую возможность большему количеству школьников.

На базе этой идеи в нижегородских вузах открыли ряд STEM-центров. Потом программа охватила весь регион. В 2013 году при поддержке столичного Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства мы начали открывать центры в Москве и Московской области.

Сейчас «STEM-центры» — это федеральная программа. Мы активно сотрудничаем с Центрами информационных технологий, Центрами молодежного инновационного творчества — теми местами, где ребята могут приобщиться к научно-техническому творчеству.

Кто выступает в роли педагогов?

Это могут быть как молодые специалисты из вузов, так и опытные преподаватели.

Есть ли в числе преподавателей сотрудники компании Intel?

Наши сотрудники участвуют в другой инициативе — это серия воркшопов из области «"Интернет вещей" – своими руками», которые служат для популяризации высоких технологий среди старшеклассников. Мы считаем, что это правильное применение талантов людей, работающих в Intel, так как они могут передать свой опыт, показать пример молодым ребятам.

Воркшопы мы проводим в офисе компании и на внешних площадках.

Директор гимназии №1543: рейтинг школы – заслуга учителей

Цена знаний: сколько стоит учеба в лучших вузах

Что делают участники воркшопов?

дети и техника

Задача ребят — собрать робота, а затем подключить его к интернету. В рамках воркшопа описывается весь цикл создания интернет-вещи. Что важно — участники могут попробовать не просто написать код, но и сделать что-то своими руками, увидеть результат работы. Некоторые считают программирование скучным занятием, но на воркшопах у детей появляется энтузиазм, начинают гореть глаза.

Кстати, собрать робота у школьника получается быстрее, чем у взрослого. Видимо, у детей более креативное сознание.

Лучшие результаты показывают мальчики или девочки?

Есть стереотип — технологии больше подходят мальчикам. Но это не так, девочки проявляют не меньший интерес. Практика показывает, что самые успешные проекты рождаются в команде, где есть и мальчики, и девочки. Наша компания поддерживает идею привлечения в сферу технологий девушек и женщин, так как особенность женской логики позволяет придумывать нечто новое.

Расскажите подробнее, как проходит отбор желающих принять участие в образовательных программах Intel.

В ряде случаев ребята подают свои проекты на конкурсной основе. Например, отборочные конкурсы Intel ISEF, «Ученые будущего», «РОСТ» (RostSEF). Если речь идет о центре, с которым мы сотрудничаем в рамках STEM-центров или воркшопов, то специального конкурса нет, к участию приглашаются наиболее заинтересованные в техническом творчестве ребята. Аналогично мы работаем по программе профориентации, в частности, сотрудничаем с московской «Школой новых технологий», представители которой пришли к нам с просьбой помочь в области профориентации молодежи. В этой же программе участвуют и другие партнеры нашей компании, которые приглашают ребят к себе в офис.

Со скольких лет ребенок лучше запоминает информацию и может проявить себя в техническом творчестве?

Конечно, проще всего работать со старшеклассниками, так как они лучше разбираются в технологиях. Но мы считаем, что интерес к техническому творчеству зарождается еще в средней школе, когда ребята делают первый осознанный выбор и решают, чем бы им хотелось заниматься. Добавлю, что самые смелые идеи возникают у детей в более раннем возрасте.

Что касается студентов, то у нас есть программы и для них. Компания взаимодействует с несколькими вузами. В частности, в Московском физико-техническом институте есть лаборатория и базовая кафедра, откуда ребята могут интернами приходить в нашу компанию и работать непосредственно в команде.

Также силами наших сотрудников проводятся лекции и курсы по технологиям, программированию, новым разработкам компании. Кроме того, для студентов есть различные акселерационные программы, они дают возможность попробовать себя в качестве создателя собственного бизнеса в области технологий.

Почему к дистанционному образованию в России нет доверия

Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация

Давайте поговорим о проектах, которые реализуют участники Ваших образовательных программ. Что сейчас интересует детей и подростков?

Проекты разные: от умных теплиц и домов до перчатки-тренажера, с помощью которой учатся игре на фортепиано. Ребят волнует то, что может облегчить и сделать интересной повседневную жизнь. Например, Павел Курбацкий, участвовавший в Intel ISEF, сделал трость и очки для слабовидящих. Также дети и подростки предлагают проекты различных гаджетов.

Находят ли идеи реальное применение?

Мы помогаем детям самореализоваться, поэтому делаем все возможное для дальнейшего развития проектов. Дети участвуют в различных конкурсах для привлечения внимания инвесторов. Например, Павел Курбацкий вместе с отцом открыл собственную компанию, занимающуюся производством тростей.

В визитке Вашей компании отмечено: «С помощью компьютерных инноваций мы расширяем границы компьютерных технологий». А каковы эти границы в нашей стране, что чаще всего мешает развитию и как устранить эти сдерживающие факторы?

В первую очередь мы имеем в виду внутренние барьеры. Люди думают, что некоторые профессиональные сферы для них недоступны. Наша задача — научить пользоваться технологиями и показать, что горизонт большой, границ по применению компьютерных технологий практически нет, все зависит от желания. Возможностей много, просто не все о них знают.

Часто дети, которые занимались изучением различных технологий, вырастая, понимают, что впереди их ждет малоприбыльная работа. Например, в космической отрасли зарплата руководителя направления — 60 тысяч рублей, что ниже, чем в коммерческих структурах, а опыт работы при этом требуется от 5 лет. Нужно ли повышать у ребенка интерес к исследовательской деятельности и изучению новых технологий, если в будущем он не сможет получать за свой труд достойную зарплату?

Я не могу комментировать зарплаты в госструктурах. Скажу лишь, что хорошие специалисты всегда востребованы, многие иностранные компании с представительствами в России и отечественные бизнес-структуры заинтересованы в высокотехнологичных сотрудниках.

Сейчас технологии применяются практически в любой индустрии. Даже в отрасли «сельское хозяйство» нужны разработчики и технические эксперты. Поэтому для себя мы поставили цель — стимулировать ребят к созданию собственных компаний, поддерживать успешные стартапы. Все это для того, чтобы в России появлялись новые компании, где бы могли трудиться технические специалисты. К слову, по данным Министерства связи и массовых коммуникаций, IT-специалистов в стране не хватает.

Я считаю, что возможности у ребят очень хорошие и в будущем они будут только расширяться.

И все же, где у технических специалистов больше шансов: в России или за границей?

Сейчас мы наблюдаем тенденцию к развитию общемировых знаний и навыков, которые должны быть релевантны в любой стране. Исторически так сложилось, что в России очень сильные программисты и технические эксперты. Но также мы сотрудничаем со специалистами из других стран. Видимо, в этой коллаборации (когда над одним и тем же проектом работают и российские разработчики, и их коллеги из других стран) — сила.

Лицей НИУ ВШЭ: школы учат жизни в обществе, которого нет

5 профессий, которым не нужно учиться в вузе

Анна, будет замечательно, если Вы поделитесь с нашими читателями личным опытом. Вы занимаете высокий пост в крупной компании и успешно справляетесь с материнскими обязанностями. Как удается совмещать заботу о семье с напряженной работой?

Дома я применяю тот же подход, что и на работе — важно иметь партнеров, соратников, единомышленников, делать что-то не в одиночку, а сообща. Очень помогают бабушки и дедушки, которые сидят с сыном, пока я на работе.

Это удачная комбинация, которая позволяет мне реализовать себя в профессии и сделать что-то полезное для общества, а ребенку — повышать степень своей социализации, общаясь не только с мамой, но и с другими членами семьи. Конечно, здорово, когда мама все свое время посвящает малышу. Но это имеет оборотную сторону — может сделать ребенка более замкнутым.

Сколько лет Вашему сыну?

Ему недавно исполнился год.

Думаете ли Вы о профессиональном будущем сына, кем бы хотели его видеть? Или пока рано задаваться таким вопросом?

Мы с супругом оба работаем в области высоких технологий. И для сына это хороший пример, поскольку технологии становятся важным элементом современной жизни.

При этом я считаю, что задача родителей — показать ребенку весь спектр возможностей, чтобы он максимально полно мог реализовать свои таланты. Вне зависимости от воспитания у каждого ребенка есть врожденный дар. И если у нашего сына проявится склонность, например, к искусству – мы будем только рады.

Наверняка Вы часто сталкиваетесь с проблемой нехватки времени. Как Вы работаете в режиме цейтнота, как восстанавливаете силы?

Времени не может не хватать. У всех есть 24 часа в сутках. Важно лишь правильно расставить приоритеты. Если вы решили для себя, что важно в первую очередь, и выполнили запланированные дела, то ощущения нехватки времени не возникает. Я чувствую себя хорошо, когда удается следовать составленному плану.

Что касается отдыха, то в выходные мы ездим в Подмосковье к родителям, гуляем, общаемся. Еще очень любим путешествовать; надеюсь, когда малыш подрастет, мы будем брать его с собой.

Что бы Вы могли посоветовать родителям, которые разрываются, совмещая работу и семейные дела?

Не нужно переживать, попытайтесь найти поддержку: бабушки, дедушки или няни. Также некоторые вещи можно делать вместе с сыном или дочерью. Например, в нашей компании возможно иногда приводить с собой ребенка в офис.

И главный совет — научитесь переключаться. Если вы пришли вечером с работы домой, нужно посвящать время семье, а не пытаться доделать рабочие дела. Когда пытаешься совместить работу и семью в определенном отрезке времени, возникает ощущение разрыва.