Опубликовано 25 февраля 2016, 11:00

Директор гимназии №1543: рейтинг школы – заслуга учителей

В период интенсивной подготовки учеников к ЕГЭ мы продолжаем публиковать интервью с руководителями школ, гимназий и лицеев. На наши вопросы отвечает Юрий Завельский — директор Московской гимназии на Юго-Западе №1543.
Директор гимназии №1543: рейтинг школы – заслуга учителей

Директор гимназии №1543: рейтинг школы – заслуга учителей

© depositphotos.com

Досрочный период сдачи ЕГЭ не за горами. В преддверии экзаменов Рамблер/Семья продолжает выяснять, в чем заключаются плюсы и минусы современной системы образования. На наши вопросы отвечает Юрий Завельский — директор Московской гимназии на Юго-Западе №1543, которая включена в рейтинг 300 лучших столичных школ по итогам 2013, 2014 и 2015 года.

Юрий Завельский, директор гимназии №1543

Юрий Завельский, директор гимназии №1543

Юрий Владимирович, что позволило Вашей школе занять почетное место в рейтинге лучших?

Разумеется, судьбу школы и уровень образования определяют учителя. Их подбор — это первое условие для того, чтобы школа добилась высоких результатов в своей работе. Поэтому так важно наличие в школе квалифицированных педагогов, которые имеют высокую специальную подготовку, владеют всем арсеналом средств для передачи знаний и умеют взаимодействовать с учениками. Если учитель соответствует этим трем требованиям, то, с моей точки зрения, он — профессионал своего дела, и я стараюсь заполнить нашу гимназию именно такими учителями.

Второе условие успешной деятельности образовательной организации — ученики. Для учащихся гимназии №1543 образование — это не скучная обязанность, а то, что дает удовлетворение, радость от приобщения к новым знаниям. Важно создать в школе некий культ знаний, который способствовал бы этому.

Какие учителя преобладают в Вашей гимназии: молодые и подающие надежды или опытные профессионалы с многолетним стажем работы?

Конечно, у нас работают и молодые специалисты. Но, к сожалению, их меньше, чем учителей среднего возраста. Также есть учителя с 30-40-летним опытом работы.

Как Вы считаете, педагогам, за плечами которых большой опыт работы, легко идти в ногу со временем, применяя в процессе обучения современные методики?

Опыт, который есть у этих учителей, помогает им освоить нововведения, такие, например, как ЕГЭ и ГИА. Кроме того, если человек умен, обладает необходимой общей и профессиональной культурой, то возраст ему не помеха. Потому что ум дает ему возможность сориентироваться в любой, даже быстро меняющейся ситуации, а культура — не отстать от времени, в котором он живет.

Лицей НИУ ВШЭ: школы учат жизни в обществе, которого нет

На личном опыте: как списать на ЕГЭ?

Сколько лет Вы работаете в системе образования?

Я начал работать в 1950 году, в итоге мой педагогический стаж составляет 66 лет. Сначала работал учителем, преподавал географию и астрономию. Долгое время выполнял обязанности завуча. А в этой гимназии, которой пошел 41 год, являюсь бессменным директором с момента ее открытия.

С чего началась история Вашей гимназии, помните?

Конечно, помню. 1975 год, новостройка на юго-западе Москвы. Гимназию построили летом, а уже 1 сентября здесь начался учебный год. Сюда пришел учиться тяжелый контингент ребят, так как с открытием нашего образовательного учреждения все школы в округе старались «избавиться» от трудных детей. А поскольку я никого не знал, то принимал абсолютно всех. И только через какое-то время понял, в какой сложной ситуации мы оказались.

Было, конечно, много других детей — хороших, славных, с высокой культурой, стремлением к знаниям, удивительной воспитанностью. Но наряду с ними были педагогически запущенные ребята. Им нужно было привить интерес к знаниям, что оказалось непростой задачей. Но я вам скажу следующее: недавно у нас был праздник, посвященный 40-летию школы, и все эти трудные ребята пришли на него. Вы бы видели, с какой благодарностью они говорили о тех педагогах, которые их учили. Все эти выпускники теперь взрослые люди, у них есть дети, внуки. Много лет прошло, а они с такой теплотой вспоминают школу. Значит, тогда, сорок лет назад, силы наши были потрачены не напрасно.

Юрий Владимирович, давайте сравним детей, которые взрослели и учились десятки лет тому назад, и тех, кто сейчас сидит за школьной партой. Кто, на Ваш взгляд, в более выигрышном положении?

Дети в классе

Дети в классе

Стремление к знаниям, воспитание — во многом все это зависит от семьи. Если ребенок родился в семье, в которой ценят культуру (а образование является важнейшей его составной частью), то не важно, в каком временном отрезке он живет. То есть сегодняшние дети в данном случае ничем не отличаются от своих сверстников из прошлого.

Ребенок приходит в первый класс, уже семь лет прожив на свете, и та среда, которая сформировала его внутренний мир, во многом влияет на его образование.

А в какой же степени воспитание подрастающего поколения зависит от учителей, спросите вы? Если семья не дала ребенку то, что необходимо, наша задача, работая с родителями, во многом перестроить их отношение к школе, знаниям и к своему ребенку. Прямо скажу, нелегкая задача.

Почему от ЕГЭ необходимо отказаться: мнение педагогов

Нейропсихолог: школа предъявляет к детям не те требования

Как Вы считаете, сильно ли трансформировалась система образования за многолетний период ее развития?

Как уже отмечал, в школе я работаю 66 лет, и могу сказать, что в сущности кардинальных изменений в образовании нет. Более того, оно практически такое же, как и 100 лет назад. Урок как был основной формой учебно-воспитательного процесса, так и остался; за учительским столом как стоял учитель, так и стоит.

Конечно же, появились новшества. В первую очередь, информационные технологии. Затем — ЕГЭ, ГИА. Стало шире олимпиадное движение. Но ведь суть школы осталась прежней.

Как Вы оцениваете нововведения в образовании? Насколько эффективны ЕГЭ и ГИА?

Единый государственный экзамен — это, в принципе, правильная форма аттестации ученика на выходе его из школы. Теперь знания ребенка оценивают не те люди, которые его учили, а независимые эксперты.

Но дело в том, что эта независимая оценка имеет и оборотную сторону. Ведь раньше был педагог, который сначала учил детей, а потом в присутствии комиссии проверял их знания. Каждого ребенка учитель знал как облупленного, он понимал, что к одному можно предъявить очень высокие требования, чтобы поставить ему «пятерку», а с другим, отстающим, нужно выстроить беседу таким образом, чтобы при помощи наводящих вопросов вытянуть ответ на «тройку».

Независимая комиссия, не зная индивидуальные особенности детей, не может оказать такую поддержку. Поэтому, когда ввели ЕГЭ, большое количество ребят не смогли сдать этот экзамен. И в этой связи Министерство образования и науки РФ, чтобы дать ученикам возможность окончить школу, было вынуждено снизить планку требований к ЕГЭ. Эта мера привела к снижению уровня образования в целом. Сейчас некоторые задания ГИА по математике может решить самый последний троечник. А что делать в этом случае другим?

Сложившаяся ситуация в какой-то степени отразилась на сознании самого учителя. Новый уровень требований к ЕГЭ позволяет педагогу, занимающемуся такой подготовкой учеников, далеко не всегда выкладываться до конца. Пусть таких учителей будет немного, но ведь они есть. И у них есть дети, которых они учат.

И какой же выход Вы видите?

Трудно сказать. Наверное, поможет дифференцированный подход на самом экзамене, то есть следует сделать несколько вариантов заданий, рассчитанных на детей с разным уровнем подготовки. Какие-то шаги в этом смысле предпринимаются.

Директор школы «Интеллектуал»: ученикам нужна мотивация

Отвечает генетик: как определить способности по ДНК

Часто приходится слышать жалобы родителей по поводу большой нагрузки школьников. И действительно, день современного ребенка расписан по минутам. Как обстоят дела с нагрузкой в Вашей гимназии?

Школьник у доски

Школьник у доски

У наших учеников большая нагрузка: большой объем домашних заданий, учебный материал повышенной сложности. Все это усложняет учебу ребенка. Но не надо забывать, что речь идет о гимназии — образовательной организации, которая адресована далеко не каждому ребенку. Я всем родителям говорю: «Перед тем как определить ребенка в нашу гимназию, подумайте, нужно ли ему это».

Трудности в период обучения компенсируются возможностью получения хороших знаний. Когда наши ученики сдают ЕГЭ или принимают участие в олимпиаде, они показывают высокий уровень подготовки. А это, в свою очередь, обеспечивает школе место в рейтинге лучших.

Какие советы по воспитанию детей Вы могли бы дать родителям?

В первую очередь, сыновей и дочерей нужно научить брать на себя ответственность за то дело, которое они делают. Чувство долга — это главное условие успешной учебы каждого ребенка. У Тургенева есть рассказ «Яков Пасынков», в котором есть такая фраза: «Наша жизнь не от нас зависит; но у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

Еще очень важно воспитать у детей интерес к культуре вообще и к знаниям в частности.

Как Вы относитесь к тому, что образование стало частично платным?

Безусловно, ребенок должен получать образование на бесплатной основе. Но, с другой стороны, есть такие знания, которые нужны далеко не каждому. В какой-то степени это связано с узкой направленностью, обусловленной интересами того или иного ребенка. Одни хотят лучше знать английский язык, другие — заниматься музыкой или рисованием. Поэтому разумно введение внеурочных платных занятий. Школа в обязательном порядке дает положенный объем базовых предметов. Получать ли дополнительные — выбор ребенка и его родителей.

Как Вы считаете, систему российского образования ждут перемены? И если да, то в каком направлении мы будем двигаться?

Образование консервативно по своей природе. Я уже говорил, что спустя десятки лет оно существенно не изменилось, разве что дополнилось знаниями, которые накапливало человечество многие годы. Примером тому могут послужить мемуары людей, которые учились в дореволюционной России. Тогда, как и сейчас, были хорошие учителя и плохие, преподавали интересные для кого-то предметы и не очень.

Каким будет образование через 100 лет? Трудно сказать. Думаю, фигура учителя в школе останется, но его функции в какой-то степени изменятся. У педагога будет меньше черновой работы, он будет выступать в роли оператора или эксперта, который занимается обобщением знаний. И, наверное, в программе появятся другие школьные дисциплины.

Но не забывайте, что образование — это не только обучение, это еще и воспитание. В его основе лежат принципы, которым мы следуем на протяжении тысячелетий, — честность и порядочность. Разве через сотни лет не нужны будут честные и порядочные люди?