Упрямство, истерики, манипуляция: зачем малыши испытывают терпение родителей
На что именно родители закрывают глаза и как это влияет на ребенка, «Летидору» рассказала Карина Рихтере, психолог с многолетним стажем, эксперт в детско-родительских отношениях и мама пятерых детей-погодок (@mamazonka.ru).
Малыши не могут контролировать свои реакции
Ребенок в возрасте до 4-5 лет не умеет контролировать себя и свои реакции. Он плачет, когда ударился, кричит и дерется, когда злится, и готов расцеловать весь мир, когда радуется. В этот период ребенок познает себя и мир через двигательную активность, не может усидеть на месте, постоянно куда-то бежит и хочет что-то делать.
Но мы ограничиваем ребенка и просим его держать себя в руках, сидеть спокойно, не отвлекать, быть послушным и удобным.
Но ребенок не может этого сделать.
Ему необходимо бежать, пробовать, ошибаться и начинать все сначала.
Когда мама или папа говорят, что ему нужно посидеть спокойно или вести себя «прилично», малыш думает, что он какой-то неправильный, раз у него не получается выполнять эту просьбу. И чем чаще и настойчивее мы просим, тем больше убеждаем ребенка, что он плохой.
Что мы можем сделать
Необходимо изменить свое отношение к ребенку и понять, что он не может по-другому — успокоиться по мановению палочки, перестать плакать или злиться из-за того, что у него что-то не получается. Учите малыша понимать себя и свои чувства: проговаривайте все, что он испытывает, объясняйте, почему так происходит и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию. Если не получается аккуратно раскрасить картинку, предложите не спешить и быть внимательнее. Если не получается надеть носок или ботинок, стоит попробовать еще раз.
Направляйте его энергию в мирное русло.
Например, если вы едете в общественном транспорте, а малыш хочет побегать, постарайтесь отвлечь его пальчиковыми играми или каким-то интересным предметом за окном. Берите с собой небольшие игрушки и головоломки, в которые можно играть в любом месте. Для этих целей подходят всевозможные лабиринты, перчаточные куклы, небольшие книжки.
Поддерживайте познавательный интерес. Предлагайте потрогать камни и деревья, забраться с вашей поддержкой на самую высокую лестницу или попробовать поймать птичку. Разрешайте играть с камешками и шишками, бегать босиком по газону (только убедитесь, что на нем нет стекол и другого мусора) или ходить по песку в песочнице.
Чем больше тактильных ощущений получит, тем активнее будет развиваться его мозг.
Если нужно посидеть тихо, предложите поиграть: давай попробуем притвориться деревом?
Периодически меняйте персонажей игры и придумывайте новые задания.
Малыши упрямятся и сопротивляются
В возрасте 3 лет ребенок вступает в фазу активной сепарации и начинает отстаивать право на свое мнение и личное пространство. Он негативно реагирует на любые просьбы, отвергает все предложения и хочет сам решать, как ему поступать, что есть на завтрак и в чем идти в детский садик.
Родительские реакции на такое поведение разные. Одни считают, что нужно подчинить ребенка воле взрослого и заставлять делать то, что ему не нравится. Другие идут на поводу у сына или дочери и разрешают ему все, что он хочет, даже тогда, когда эти требования противоречат друг другу.
Обе стратегии провальные.
И подавление, и поощрение ребенка приведут к пассивности, зависимости от мнения других, отсутствию интересов, неумению договариваться и понимать, где находятся его границы и границы других людей.
Что мы можем сделать
Упрямство ребенка — это единственный доступный для него способ показать, насколько ему важно, чтобы с его мнением считались.
Чем сильнее вы закручиваете гайки, тем сильнее он будет сопротивляться. Аналогично и с поощрением: чем больше вы разрешаете малышу, тем активнее он будет проверять ваши границы.
Оптимальной стратегией в этом случае будет уважение к чувствам и границам ребенка.
Спрашивайте у него разрешение, когда хотите его обнять или взять его игрушку. На вашем примере он поймет, что нельзя брать что-то без спроса. Также вы покажите ему, что любые телесные контакты должны быть только с его разрешения. Если ему что-то не нравится или он чего-то не хочет, он может прямо сказать об этом.
Также объясняйте, что есть ситуации, когда приходится делать то, что не нравится. Например, пить невкусные лекарства, когда болеешь, убирать за собой игрушки или идти в садик, когда хочется остаться дома с мамой.
Будьте внимательнее к чувствам малыша. Не отмахивайтесь от них и не говорите, что он расстраивается из-за ерунды. Для него потеря любимой игрушки — настоящая трагедия, хотя вам может казаться, что он грустит из-за мелочи.
Сопереживайте вместе с ним и вместе придумывайте выходы из ситуации.
Например, потерянной игрушке можно написать письмо или придумать историю, куда могла отправиться любимая машинка.
Давайте ребенку настоящий выбор и принимайте его. Но это решение должно быть ему по силам. Например, он не может придумать, что именно хочет на ужин, или готов каждый день есть любимые наггетсы и макароны. Сужайте возможные варианты. Предлагайте выбрать, что он хочет — котлеты с овощами или курицу с рисом. Ребенку будет проще принять решение.
Малыши любят привлекать внимание
Чем старше становится ребенок, тем больше у него потребность в самовыражении.
К 5–6 годам он начинает не только задавать вопросы, но и предлагать ответы на них. Он придумывает игры, рассказывает истории и хочет, чтобы все окружающие его люди их слушали.
Для него очень важно внимание, поэтому он всеми силами старается привлечь его к себе.
Если малыш не может придумать что-то позитивное, например новую историю или интересную игру, он будет «провоцировать» взрослых плохим поведением.
В этом возрасте ребенок лучше осознает себя и свои желания, но еще не очень хорошо может оценивать возможности и потребности других. Он стремится получить того, что он хочет, любым способом, включая манипуляции и шантаж. Это тоже один из способов привлечь к себе внимание.
Особенно демонстративно ведут себя дети отстраненных и очень занятых родителей. Им кажется, что только негативным поведением, криками и истериками можно привлечь к себе внимание. И в итоге так и получается: родители ругаются, наказывают, но все-таки реагируют на поведение ребенка.
Если отношения в этом возрасте складываются неправильно, ребенок закрепляет такое поведение. Он не сможет сотрудничать с другими, не будет видеть границы других людей, а прямым просьбам будет предпочитать манипуляции и хитрость.
Что мы можем сделать
Худущий сценарий — это игнорировать выходки ребенка в надежде, что, если не обращать внимания на крики и слезы, такое поведение пройдет само собой.
Более выигрышной стратегией будет поощрение положительного поведения ребенка.
Читайте также
Хвалите его за увлекательные истории, придуманные им игры или интересные рисунки. Предлагайте ребенку попробовать разные активности и развивайте его таланты. Найдите подходящие для него дополнительные занятия. Но постарайтесь не перегрузить сына или дочь. Лучше выбрать два интересных ребенку кружка, чем водить на пять неинтересных.
Постарайтесь ослабить контроль и дать ребенку самому решать, чем он хочет заняться и каких целей хочет достичь. Вместе придумайте план и следите за его достижениями. Можно завести специальную доску, на которой вы будете отмечать успехи ребенка. Это поддержит его самооценку и поможет понимать, на каком этапе он находится.
Развивайте в нем «взрослую» позицию. Не требуйте, а договаривайтесь.
Дети охотнее сотрудничают, а не выполняют приказы.
Когда ребенок выполняет вашу просьбу или соблюдает договоренности, обязательно скажите, как это важно и «по-взрослому».
Не ругайте и не наказывайте за негативное поведение. Лучше расскажите, почему оно вас расстраивает и как он мог бы добиться своего, не прибегая к крику и манипуляциям.
Покажите ему, что вы – одна команда, поэтому действия каждого члена семьи отражаются на всех. Именно это формирует ответственное поведение и понимание чужих границ.
Фото: Depositphotos