Поймали в сети: как взломать электронный дневник
Когда мы были маленькие и учились в школе, у нас было невероятное количество лайфхаков, которые позволяли скрыть оценки от родителей. Мы склеивали страницы дневника, вырывали их, затирали оценки лезвием, теряли дневник или имели его «черновую» и «чистовую» копии. Иногда «забывали» положить дневник на стол к учителю… Это приводило к тому, что в младших классах мы учились признавать свои ошибки и, потупив взор в пол после того, как тайное становилось явным, просили прощения у родителей, обещая, что больше так не будем. В старших классах мы, уже философы, находили альтернативные варианты: замалчивали плохие оценки, но активно работали над тем, чтобы их «закрыть» хорошими, и тем самым не только вырабатывали в себе чувство ответственности, но и учились щадить нервную систему родителей, ограждая их от нечаянно пойманных «двоек» и «трояков».
Электронный дневник: мнение психологов и социолога
Тема дневников была настолько актуальной, что ее даже писатели обойти не могли. Так, у Зощенко есть замечательный рассказ «Не надо врать» о мальчике, который боялся признаться родителям в том, что получил плохую оценку. Сегодня уже Михаил Михайлович не смог бы написать этот рассказ, потому что информационное общество породило главный кошмар учеников: электронный журнал. Как мы знаем, теперь все оценки по итогам дня родители каждого ученика могут видеть в своих гаджетах.
Юлия Букинга, психолог , считает, что полезное во многом нововведение повлекло за собой и негативные факторы:
«Если думать о школьном дневнике символически, он представляется хранителем событий самостоятельной жизни школьника (предметы, задания, оценки) – пространством первых лет жизни, более отдельной от родителей, чем раньше.
Такое пространство, с одной стороны, помогает школьнику вспомнить, какие у него завтра уроки, что взять с собой в школу, что проходили, что задали и т. д.
С другой стороны, это пространство помогает родителям понимать, как ребенок справляется со своей отдельной от них жизнью, то есть со своей учебной деятельностью, как у него с учебой, вниманием, ответственностью и т. д., как он развивается, какие у него трудности («двойки»). И в случае необходимости включаться и координировать.
Когда хозяином этого пространства, как бы там ни было, является школьник, а родитель – всего лишь гость, «долгожданный» (когда оценки хорошие) или «страшный» (когда оценки плохие, а родители вместо помощи негодуют, например), то обладатель дневника может многому научиться. И не в теории, а на практике – на собственной шкуре. Как обходиться с «событиями» своей жизни? Как с ними поступать? Говорить или промолчать? Сказать правду или соврать? И т. д. Что предпочесть? Какие чувства возникают в зависимости от того, что ты выбираешь? Как пережить последствия своего выбора?
Один из важных моментов: дневник учит тому, что у человека есть выбор. И ребенок может сам регулировать, хотя бы отчасти, степень внедрения родительского «интереса». Когда границы нарушены или они вообще перестают существовать, и родителям рассылают оценки / родители автоматически имеют к ним доступ, школьник в какой-то мере как будто лишается важного обучающего пространства. Это первое.
Второе – то, что контролирующий родительский взгляд становится как будто преследующим, всепроникающим, от него никуда не скрыться, не уйти: это бесполезно, бессмысленно, ведь у родителей всегда автоматический доступ к оценкам. И тогда осложняется процесс того, что называется «уходить в самостоятельную жизнь» – в смысле расти, развиваться, взрослеть.
Остается надеяться, что мудрая человеческая природа вслед за научным прогрессом с его впечатляющими открытиями, которые в каком-то отношении делают нашу жизнь проще и удобнее, найдет, «откроет» пространство, способное заменить, а может быть, даже расширить то пространство, которое раньше предоставлял ученикам школьный дневник».
Вероятно, именно борясь за это пространство, школьники готовы и в новых условиях включать смекалку и искать пути «выхода» из сложившейся ситуации. Мы к тому, что, наверное, нет ученика, который не пытался бы придумать, как взломать электронный журнал. И вот они наперебой делятся своими знаниями в интернете, не сильно, похоже, представляя, что это нарушение закона – Статьи 272 Уголовного (!) кодекса.
Екатерина Бойдек, психолог:
«Я вижу минусов больше, чем плюсов. Дети скрывали плохие оценки в тех семьях, где рассказать про них было небезопасно. Таким образом, они защищались от психологических, а в некоторых семьях и физических нападок родителей. С появлением электронного журнала детям укрыться от реакций родителей на оценки некуда. Что ведёт к росту тревоги детей в тех семьях, где и без этого ребёнку было тревожно и небезопасно. А под гнетом зашкаливающей тревоги никакие учебные показатели улучшаться не будут».
Что делать родителям, если учитель придирается к ребенку?
5 обучающих онлайн-сервисов: как подготовить ребенка к школе
Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
«Среди минусов, возможно, стандартизация подхода к образованию. Возможно, снижения уровня «находчивости» школьников, которые раньше как раз-таки часть своего творческого потенциала направляли на поиски путей обхода имеющихся правил. Таким образом, школа должна давать новые возможности для реализации этой энергии. Ведь зачастую не просто так изначально учившиеся на тройки впоследствии достигают достаточно хороших высот в деловой, творческой и даже научной деятельности».
Электронный дневник: мнение программиста
В 2012 году два авторитетных проекта для взлома электронного дневника выложили в сеть программу School Hack. Чтобы начать свое «мокрое дело», программу достаточно было скачать, открыть, а затем выбрать свои школу и класс. Суть в том, чтобы получить права учителя. Получив эти права, как уверяли авторы поста, можно было сколько угодно «играться» со своими оценками в журнале. Анонимно. Впрочем, пост старый, и наверняка необходимые меры по его нейтрализации уже были приняты. В общем, как всегда, в любом негативе есть свои плюсы: программы множатся, методы публикуются в сети, и это позволяет программистам электронного дневника совершенствовать методы защиты.
Кстати, сегодня существует требование, что вводить электронный дневник можно только в рамках государственной программы предоставления госуслуг. А такие системы имеют многоуровневую систему защиты. Поэтому большинство экспертов утверждают, что история со взломом дневника – это не более чем «утка».
Но хитрые школьники идут дальше. На форумах они смело публикуют советы такого рода: обманным путем выяснить, какой у преподавателя логин и пароль от электронного журнала. Что делать дальше – понятно без слов.
Дмитрий Кусков, ученик, интернет-пользователь:
«Когда нам ввели эту шляпу, учителям досталась лишняя неоплачиваемая работа, но никто из нашей школы даже не заходит на этот дневник… Ты его никак не взломаешь… Если дневник смотрят родители, можно создать копию сайта (это не так и сложно), вставить гиперссылки на свои оценки и показывать в автономном режиме».
Чтобы расставить все точки над i, мы обратились за комментарием к реальному программисту. Итак, Роман, программист:
«В программу для взлома я не верю. Если она и была, то уязвимость уже закрыли. Плюс смотрите на такой момент: нужно отслеживать, ведется ли история изменения электронного журнала и смотрят ли ее учителя. То есть даже если ученик что-то поменяет, будет видно, что это сделано не с учительского компьютера. Но это если ведется история, поэтому для начала очень важно знать, что логирует (протоколирует – Прим. Ред.) сам дневник: входы, выходы, IP-адреса и т. п. Самый железный способ взлома – это вычислить учителя через соцсети или еще как-то и прислать ему письмо со ссылкой на трояна, зная, например, его, учителя, e-mail. Так как у учителей, по идее, высокий кредит доверия к почтовикам родителей, то можно отправить от их имени (очевидно, предварительно взломав) письмо с зараженным документом (pdf-файлом). Но это не под силу среднестатистическому школьнику. Это может школьник с навыками хакера, притом неплохими. И, соответственно, возраст его – от 12 лет и выше».
Как перевести ребенка в другую школу
Электронный дневник: мнение учителя
Объективности ради, мы решили в этой статье обратить внимание не только на то, как дети реагируют на электронный дневник, но и задействовали других участников процесса: педагога и родителя.
Андрей Сиденко, учитель информатики, абсолютный победитель школьного мастерства России-2013, член Молодежной общественной палаты России, входит в ТОП-10 самых влиятельных педагогов по версии Connect Learning Today:
«Электронный журнал сегодня – это уже вполне обычный сервис, который позволяет не только узнать оценки, но и прочитать комментарии учителя, посмотреть аналитику по оценкам. Все это, естественно, положительные стороны. Я спросил об этом своих учеников, они мне перечислили свои плюсы: можно посмотреть домашнее задание, если забыл его записать на уроке, можно посмотреть свои оценки. Тогда я спросил у них, а есть ли минусы? Задумались. Засмущались немного, и ответили: «Уже не получается сказать родителям, что ничего не задано, все оценки как на ладони, и если получил плохую отметку, то о ней родители узнают практически сразу. В этом нет ничего плохого, потому что это учит ответственности, голова начинает работать на тему как исправить отметку».
В нашей школе нет бумажного журнала, мы используем «Школьный портал Московской области». Это, безусловно, удобно, минусов в его использовании я не вижу».
Григорий Шабанов, проректор по учебной работе Российского нового университета (РосНОУ):
«Усилия Минобрнауки РФ, департаментов образования направлены на то, чтобы сделать родителей соучастниками образовательного процесса. И в этом отношении знание родителями тех оценок, которые получает в школе их ребенок, конечно, имеет положительное значение. Хорошо и то, что ученик понимает — родители всё равно узнают оценку, которую он получил в школе, поэтому ему не нужно ничего скрывать. У него нет угрызений совести или нравственных мучений, как поступить, «чтобы не огорчить родителей».
Минусов в электронном журнале я не вижу, он используется во многих странах. Электронный журнал — это такой же дневник, просто его не надо носить с собой. Минус только в том, что если родители не заинтересованы в учебе ребенка и не следят за его обучением, тогда они не будут смотреть электронный журнал. Хотя, к сожалению, и бумажный дневник не всегда интересен родителям, кроме как шлепнуть этим дневником ребенка.
Необходимость рассылки родителям уведомлений об оценках на электронную почту связана, скорее всего, как раз с тем, что не все родители готовы работать с электронным журналом. А с электронной почтой им привычнее.
Любая открытость образовательного процесса только способствует повышению его качества. Электронный журнал — хороший, перспективный путь к современному образовательному процессу, и постепенно бумажный дневник умрет».
Спорные предметы в школьной программе
Как не позволить школе развести себя на деньги
Электронный дневник: что думают о нем родители
Ну и, конечно мы не могли не узнать мнение взрослых по вопросам оповещающего нововведения.
Ольга Гайдукова, эксперт проекта «Я – родитель»:
«Я не вижу минусов в электронном журнале. Школьники изначально осведомлены о том, что родители могут посмотреть их оценки, поэтому, на мой взгляд, будут более ответственно относиться к подготовке домашних заданий, а также будут избавлены от возможности говорить неправду, скрывать. Родителям учеников начальных классов с электронным журналом намного легче в плане того, что если ребенок не записал в дневнике домашнее задание, родители узнают его из электронного журнала».
Людмила Булавкина, консультант по развитию:
«Я мама двух детей: сын в третьем классе, дочка – в первом. Учатся в одной школе. Из минусов электронного журнала – в порядке частоты наступления и по степени важности для мамы:
Технические сбои в работе – иногда в журнал просто невозможно зайти. Случается такое примерно раз в месяц.
Задержки в занесении учителями данных в журнал – когда контрольная была в четверг, а оценка за нее выставлена во вторник следующей недели, а никаких уведомлений, что в журнале появилась новая оценка за прошлый период, не присылают.
В начале учебного года журнал, как правило, не работает. Учитель начинает вести журнал где-то к середине октября, проставляя все прошлые оценки задним числом – в итоге картина первой четверти или триместра уже сформирована, и повлиять на итоги четверти уже почти невозможно.
Неоднозначная система проставления оценок в рабочих тетрадях и в электронном дневнике. Ребенок приходит из школы довольный, сообщая, что по математике «5» – и это свежая оценка в рабочей тетради, а при этом в электронном дневнике именно в этот день появилась оценка за контрольную, написанную три дня назад – и там, например, тройка. Как на такие оценки реагировать? Что считать результатом? Дети в начальной школе мыслят очень ситуационно – здесь и сейчас. Им не понять, почему мама расстроена из-за случившегося когда-то в прошлом, в их понимании.
Реальный случай из жизни: увидев плохую оценку в электронном дневнике, сын с полной уверенностью стал доказывать, что это «не его оценка, это журнал хакеры взломали». Обратная сторона компьютерной грамотности детей – они уже разносят по школе байки о том, как уязвим и несовершенен электронный журнал и как можно создать вирус, чтобы все вмиг стали отличниками.
Я очень благожелательная мама, дорожу нашими учителями, уважаю институт образования, понимаю, как трудно нашим педагогам... Но я скорее принадлежу к меньшинству родителей. Большинство мам и пап очень осуждают происходящие в школьной системе изменения».