Образование

Как родители влияют на характер ребёнка: наглядные примеры

Как никогда актуальные мысли о том, как взрослые формируют тип поведения дошкольников, высказанные биологом и педагогом Петром Лесгафтом более 100 лет назад.

Пётр Францевич Лесгафт — выдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог и общественный деятель.

Лесгафт изложил научные основы процесса воспитания. Он показал, как важно давать детям свободу, быть внимательным к их нуждам и потребностям и одновременно разумно руководить и помогать им делать первые значительные шаги в самостоятельную жизнь.

Лесгафт изучал, как условия физического и психологического развития влияют на становление личности ребёнка. В результате исследований он выделил 6 типов поведения, которые формируются приблизительно к семи годам под влиянием окружающих факторов.

Расскажем о каждом типе подробнее.

Лицемерный тип

Характер

Дети этого типа знают ложь во всех её видоизменениях. Они способны улавливать внешнюю сторону предметов и явлений. Им присущи «хвастовство, хитрость, отсутствие каких-либо глубоких чувствований и понятия о правде, исключительное соблюдение личной выгоды».

Лесгафт отмечал, что все действия такого типа «преимущественно инстинктивные и имитационные, направленные исключительно к удовлетворению минутного требования и к достижению всего того, что на основании опыта оказывается выгодным в отношении удовлетворения животных его потребностей».

Что влияет на развитие типа

«Развитию такого типа способствуют: ложь и лицемерие со стороны старших, окружающих ребёнка, постоянный мелкий расчёт и стремление к лёгкой наживе, отсутствие всякой заботы о детях, оставленных на произвол судьбы».

Такие дети вырастают в семьях, где старшие соблюдают различные внешние обряды и не удосуживаются рассказать об их смысле ребёнку.

Как правило, в семье, где воспитывают лицемерного ребёнка, нет условий, «возбуждающих его внимание и вызывающих его на размышление», а, напротив, наблюдается старание окружающих устранить такие рассуждения.

Взрослые не спешат удовлетворить желания чада, исполнения которых он добивается «лаской, смиренным видом и выпрашиванием».

Честолюбивый тип

Характер

«Руководствуясь чувствованием своего превосходства или даже величия, лицо, принадлежащее к честолюбивому типу, страстно преследует свои цели, расчётливо, эгоистично, как будто всё существует только для него и его прославления». И это Лесгафт писал о маленьких детях!

Честолюбивые дети обладают страстностью. Они не пожалеют средств для достижения своей цели и при неудаче легко решатся на крайние меры.

Что влияет на развитие типа

«Общие черты развития такого типа — это постоянное постороннее возбуждение ребёнка к занятиям либо соревнованиям, либо словесным или материальным поощрениям его».

Слишком большой поток информации и знаний (которые он не прекращает потреблять) не даёт ему остановиться и «переварить» их.

Ребёнок «старается усвоить всё, чтобы лучше и твёрже владеть тем, что доставляет ему похвалу и удивление других».

Добродушный тип

«Такой ребёнок не выскакивает вперёд, а, напротив, обыкновенно остаётся в стороне и молча следит за действиями других. При разговоре он прямо и откровенно смотрит в глаза, не стесняясь и не сбиваясь в своей речи».

Такой ребёнок всегда думает перед тем, как сказать. Он готов в случае надобности оказать посильную помощь без задней мысли или расчёта. «Оставаясь наедине, он не бездействует и не скучает, а всегда найдёт себе дело и занятие».

Что влияет на развитие типа

«Условия для развития подобного типа: тихая, спокойная жизнь с самого рождения на свет; любящая добрая мать, отсутствие всякой похвалы, а также всяких мер наказания или преследования ребёнка».

Такой ребёнок не знает, что такое насилие. Он понимает требования, которые ставят перед ним взрослые.

Всё это делается не по искусственному шаблону, а вследствие добрых и простых отношений к ребёнку, только потому, что живут жизнью ребёнка и из участия к нему стремятся выяснить все причины своих действий.

Такому малышу ничего не навязывают, а только ведут диалог. Взрослые отвечают на его вопросы, а в случае неумения объяснить что-то «сознаются в этом, не отделываясь от ребёнка непонятными для него фразами и не прогоняя его без всякого рассуждения».

Мягко-забитый тип

Характер

«Ребёнок этого типа находится под покровительством или влиянием товарища, и его действия и рассуждения вполне зависят от последнего».

Главные черты характера — холодность и равнодушие. Он, в сущности, никого не любит. Главное для него — прицепиться к кому-нибудь и всегда быть рядом с ним, как когда-то он не отходил от мамы или няни.

Что влияет на развитие типа

Такие дети появляются в семьях, где предупреждают любое самостоятельное действие со стороны чада. Ему всегда говорят, как сидеть, что делать, когда вставать. Постепенно это убивает любую инициативу со стороны малыша, что влечёт, кроме прочего, условия для развития умственной деятельности.

Ведь на вопросы таких детей взрослые чаще всего отвечали: «Помолчи. Сейчас не до тебя» или «Веди себя прилично», «Хватит разглагольствовать».

Злостно–забитый тип

Характер

У таких детей можно наблюдать резкость и угловатость действий. Они замкнуты, часто проявляют подозрительность. Реакция на внешние раздражители сдержанная.

Проявления мелкого самолюбия и резкие выходки сменяются жизнью, стеснённой мерами и правилами.

Что влияет на развитие типа

Такой ребёнок вырастает в семье, в которой ему запрещено рассуждать, и тем более иметь собственное мнение. Для понуждения к делам или укрощения характера родителями нередко применяются насильственные меры. Взрослые, которые воспитывают такого ребёнка, отличаются тем, что предъявляют к нему непроизвольные и несправедливые требования.

Строгое распределение времени ребёнка с обязательными занятиями и невозможностью самостоятельно распоряжаться даже своими играми и развлечениями.

Детей такого типа наказывают за любое нарушение установленных правил, порядков. Они не знают, что такое любовь и доброе отношение.

Угнетённый тип

Характер

Дети этого типа рано учатся не давать волю своим желаниям и даже реальным потребностям. Такой ребенок приучен «постоянно покоряться необходимости, не жалея при этом своих трудов и сил». Его главные черты — скромность, трудолюбие и стойкость. Эти качества развиваются «под влиянием борьбы с угнетающими внешними условиями жизни при благоприятной нравственной обстановке».

Что влияет на развитие типа

«Развитию этого типа в чистом виде содействует любящая, мягкая трудящаяся мать, живущая в постоянной нужде и недостатках; родители всё делят со своими детьми, но лучшая их часть почти никогда не удовлетворяет самых скромных потребностей детей этого типа».

Фото: Legion-Media.ru, depositphotos.com