Учимся помогать
Учимся помогать
Родители никогда не заставляли нас с братом что-то делать. Но само собой получалось, что в саду мы с Сережей обнаруживали себя на вишневых деревьях с жестяными банками, болтающимися на шеях – каждый на своей вишне вносил вклад в будущее варенье и компот. Или мама начинала перебирать рис для плова, и я подсаживалась к ней помогать, а заодно и поговорить. Папа с Сережкой мастерили планшеты из деревянных реек, а я писала с помощью трафаретов текст для плаката о Лермонтове, который потом кнопками крепился к планшету и висел на стене в мамином литературном кабинете. Так естественно, без принуждения оказывалось, что мы принимали участие в общих делах. Сейчас я понимаю: мы друг другу помогали, хотя и не думали об этом. Нам просто было интересно вместе.
Интерес, как золотой ключик, открывает перед ребенком двери, которые, как нам кажется, он открывать не захочет. Что привлекательного в уборке игрушек, мытье пола или вытирании пыли? Но мы забываем, что больше всего на свете дети любят быть с родителями, копировать наше поведение. И наша задача – сделать так, чтобы детям при этом еще и нравилось нам помогать. Естественнее всего это сделать в мире, который не делится на два полушария – детское и взрослое, а в котором все существуют в одном пространстве, и дети с младенчества такие же участники всего происходящего, как и родители.
Разрешите детям помогать
Годовалый ребенок, недавно научившийся ходить, уже стремится осваивать пространство по-взрослому: мыть посуду, забравшись на стул, выбрасывать мусор в корзину, протирать мебель подвернувшимся под руку носовым платком. Тем самым он повторяет наши ежедневные привычки. Так позволим же ему это делать!
Вот примерный список посильных дел, которые двух- и трехлетние малыши с готовностью выполняют:
– поливать растения;
– раскатывать скалкой тесто для пирожков, пиццы, вареников, смешивать ингредиенты для жидкого теста;
– вырезать печенье фигурными формочками;
– мыть машину;
– перемешивать салат (выбирайте для салата большую миску);
– складывать продукты в тележку в магазине;
– мыть фрукты и овощи;
– пересыпать в банки крупу и сахар. Поначалу это можно делать столовой ложкой, а по мере возрастания аккуратности доверить пересыпание из емкости в емкость.
– относить испачканную одежду в корзину для стирки;
– подавать распечатанные на принтере бумаги;
– мыть игрушки после прогулки;
– ставить посуду в раковину после еды;
– подметать;
– сажать на даче горох, редис и другие овощи, которые можно бросать в лунки;
– собирать урожай.
Чаще всего эти дела требуют присутствия взрослого рядом, но в том и удовольствие для ребенка, что его действия не отделены от общения с родителями. Да и приучать к труду проще всего с того, что ребенку нравится. Так обязанности могут превратиться в традиции и подросшим ребенком восприниматься иначе, чем неприятная повинность.
Дети постарше могут выполнять более сложные задания:
– ухаживать за домашними животными, насыпать им корм, наливать воду, расчесывать и гулять;
– заправлять постель;
– накрывать на стол;
– наливать сок и воду, раскладывать по тарелкам не горячие блюда;
– убирать мусор на дачном участке;
– в магазине вычеркивать из списка покупок сложенные в тележку товары;
– разбирать сумки и пакеты с купленными продуктами;
– мыть небьющуюся посуду;
– выбирать себе одежду на день.
Очень важно не критиковать детские начинания. Доверить ребенку сделать все так, как он хочет и как у него получится. При необходимости подсказать, предложить свою помощь. Все умения приходят к человеку постепенно, а одна только фраза «Снова за тобой все нужно перемывать» отбивает охоту к делу на всю жизнь. Хвалите детей, это самые нужные для них слова с детства и на всю жизнь.