Воображаемый друг
Воображаемый друг
Все начинается так: из детской слышатся обрывки разговора. Вы идете на голос сына или дочери, зная точно, что ребенок в комнате один, но он определенно с кем-то разговаривает.
Увидев вас, он может замолчать и сделать вид, что ничего не происходит. Если задать ребенку вопрос, с кем он только что говорил, скорее всего, он ответит: «Ни с кем». Или соскочит с места и начнет заниматься другим делом. В редких случаях признается: с медвежонком Барни. Или с Добрым Драконом. С Лунтиком. С девочкой Аней. Растерявшись, вы, может быть, не сразу догадаетесь, в чем дело, и спросите, где же эта девочка, где Лунтик и Добрый Дракон. И ребенок искренне покажет: вот же, здесь сидит, мы вместе играем.
Скорее всего, вашему ребенку от трех до семи лет, и он вступил в пору фантазий и ролевых игр. Почему-то считается, что воображаемые друзья – явление западной культуры, и будто мы узнали о существовании таковых из американских фильмов. Но так ли это на самом деле? Или может, в наших реалиях об этом явлении просто не принято говорить?
Из двадцати опрошенных мной знакомых девять человек признались: у них в детстве были воображаемые друзья. Эта цифра близка к статистике, озвученной западными исследованиями: 65% американских и 46% британских детей в возрасте до семи лет ответили, что у них есть или был воображаемый друг. Среди 12-летних школьников лишь 9% признались в том, что такой друг существует до сих пор.
Кто становится воображаемыми друзьями детей?
Кто угодно, на самом деле. Воображаемые друзья могут появиться по следам прочитанного, просмотренного и очень полюбившегося. Мой сын сейчас увлечен персонажем из мультфильма «Тачки-2» по имени Финн Макмиссл. Сыну нравится образ Макмиссла-героя, обладателя множества хитрых приспособлений, позволяющих ему плавать под водой или ездить по крышам. Финн привлекает моего сына как некто, умеющий выбраться из любых сложных ситуаций.
Знаю ребенка, который мечтал о собаке, но родители были против животных в доме. И на несколько лет воображаемым другом мальчика стал пес породы немецкая овчарка, которого он воспринимал как самое близкое существо, делился переживаниями, проживал в игре параллельную жизнь с питомцем, которого в настоящей жизни не было. А вспомните фильм «Шоколад», в котором дочь главной героини, Анук, общалась с невидимым кенгуру Пантуфлем.
Воображаемый друг может существовать лишь в фантазии, но при этом ребенок будет вести с ним диалог и утверждать, что его друг сидит сейчас вместе с семьей за обеденным столом. Но он может быть и вполне осязаемым: любимой игрушкой или героем рисунка, которого ребенок одушевляет.
Многие из моих взрослых друзей сказали, что одного воображаемого друга у них не было, зато почти все играли в воображаемую реальность, к которой сочиняли декорации и сценарий. Мы населяли придуманные миры персонажами и играли с ними днями, месяцами, даже годами – эта сказка не надоедала. И все это происходило еще до того, как была прочитана прекрасная «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля.
Иногда воображаемый друг – это своеобразное альтер-эго, которое берет на себя ответственность за сломанную ребенком игрушку или пролитый на пол сок. «Это барашек Рассел нарисовал на обоях черточки» – разводит руками ребенок. Некоторым стеснительным детям «Рассел» позволяет побаловаться и совершить что-то из ряда вон выходящее. Не зря Карлсон, друг застенчивого Малыша, так любил пошалить.
У ребенка могут появиться не только воображаемые друзья, но и воображаемые враги. Таким образом дети борются с волнующими их ситуациями, происходящими дома, в школе или детском саду. Дети противостоят врагу в игре и тем самым оттачивают мастерство реакции на раздражающие жизненные моменты.