Как завладеть детским вниманием
Как завладеть детским вниманием
Как направлять детское внимание в нужную сторону с помощью естественной любознательности, а не командными окриками? Педагоги и ученые предлагают ориентироваться на природную восприимчивость детского сознания.
Обратитесь к природной внимательности детей
Генеральный директор и соучредитель Jensen Learning Corporation, Эрик Дженсен (Eric Jensen) сгорает от желания покаяться. Дело в том, что будучи учителем средних классов средней школы, Эрик часто пытался командой «Внимание!» заставить своих учеников прилежнее учиться. Теперь он навсегда вычеркнул этот призыв из своего педагогического арсенала. По его мнению, требуя внимания лишь громкостью своего голоса, учитель отбивает у детей желание учиться.
Исследования показывают, что концентрация внимания стимулирует продуктивную работу памяти – мощного драйвера познания. Конечно, качество внимания зависит от многих «неизменяемых» факторов, таких например, как пол или состояние лобной доли головного мозга. Но Эрик настаивает, что навыки внимательности можно и нужно воспитывать с детства. Мы можем «тренировать» эти способности нашего сознания с помощью регулярных практик медитации, музыкальных упражнений, спортивных занятий, чтения и письма.
Ученые заметили, что если мы обращаем внимание на что-то добровольно, просто в силу интереса к объекту, то наш мозг тщательнее разбирается в предмете и лучше запоминает полученные данные. Поэтому попытки педагогов включить детское внимание «по команде» не просто неэффективны, но и вредны.
Сам Эрик считает, что существует два типа внимания. «Биологическое внимание» позволяет нашему виду выжить в изменчивой среде обитания, чутко реагируя на все изменения во внешнем мире. Мы замечаем резкие движения (когда объект движется на нас), сильные эмоции (которые взрывают прежнее спокойствие), громкие звуки, неожиданную опасность.
Внимание второго типа приобретается, возникает в процессе образования. Сосредоточенность такого рода позволяет музыканту играть по своим нотам в шумном помещении, а ребенку – успешно учиться в беспокойном классе, «блокируя» ненужные восприятия. В этом смысле, мы постоянно «учимся» концертировать свое сознание на конкретных задачах. Чтобы достичь этого, мы должны постоянно перераспределять ресурсы своего внимания в пользу объектов, пригодных для достижения наших целей. Это делит восприятие на «полезные» и «посторонние» помехи (отвлекающие нас от «важных дел», их нужно блокировать). Детям, как правило, больше нравятся «помехи»: например, ученик должен внимательно изучать задание в своем учебнике, но из окна он видит играющих во дворе детей. Он старается разглядеть этих ребят и понять, почему они играют, когда он сидит в душном классе. В это время раздается команда учителя «Эй! Читать внимательнее!». Ученик неохотно возвращается к своему учебнику. Вдруг он вспоминает о встрече с девчонкой из своего класса и пытается поймать ее взгляд. Снова звучит строгий голос учителя «Я сказал, внимательней читать!». Ученик снова опускает глаза к опостылевшему учебнику, проклиная гнетущий контроль.
Мы видим, что внимание у нашего ученика включено и активно работает, но не в том направлении, в каком хотелось бы учителю. Ребенок отвлекается на самые сильные для него раздражители во внешней среде. Помните, мы все обречены природой откликаться на мощные воздействия извне! Проблема в том, как научиться управлять «природным» вниманием, и фокусировать его в нужном направлении. Как это сделать:
-
научить ребенка выбирать объекты для внимания, блокируя посторонние «увлечения»
-
использовать естественную активность детского сознания для достижения поставленных целей
Первый путь прост, но не легок. Он требует упорных тренировок, а также четкого различия между «важными» объектами и теми, которыми можно пожертвовать. Кроме того, природные особенности многих детей осложнят реализацию этой методики. Совсем иначе дело обстоит тогда, когда учителя или родители стремятся использовать врожденное детское любопытство.
Конкретизируя свои теоретические изыскания, д-р Дженсен утверждает, что «посторонние запросы» к нашему вниманию иногда просто необходимы. Они помогают сознанию снять усталость после трудового дня. Ребенок проводит в школе четыре-шесть часов в день. Его мозг требует отдыха от постоянной сосредоточенности. Ученые выяснили, что если человек сосредоточен на чем-то более 2-х часов в день, то у него ослабевает способность фокусировки, она попросту «устает». Нашему вниманию, как и нам, после напряженной работы нужно расслабиться и отвлечься на непроизводственные мелочи.
Во-вторых, мощность внешнего сигнала повышает напряжение и бдительность нашего восприятия. Когда человек считает информацию важной, его внимание включается на полную мощность. Совет педагогам – подайте ученикам убедительные сигналы о том, что на уроке происходит нечто действительно важное, и вам не придется бороться за их внимание громогласными окликами.
В-третьих, для наведения внимания используйте ситуативные «усилители». Эрик их называет «наводками». Вместо начальственных окриков «Внимание!», фокусируйте студентов на том, что им всегда интересно, например, на поведении других студентов. Каким образом? Создайте в классе коллективный ритуал, на который каждый реагирует, как автоответчик на звонок. Например, учитель мог бы давать звуковой сигнал, на который ученики дружно бы отвечали «Все на месте!». После чего учитель спокойно бы продолжал урок.
Дженсен настоятельно советует педагогам никогда не забывать о том, что каждое их действие в классе каким-либо образом отмечается в сознании учеников. «Используйте активность детского внимания в своих целях и любые чудеса станут возможными», уверен Эрик.