Какие способы привлечь детское внимание работают, а какие нет, рассказывают американские ученые, педиатры и публицисты. Как направлять детское внимание в нужную сторону с помощью естественной любознательности, а не командными окриками? Педагоги и ученые предлагают ориентироваться на природную восприимчивость детского сознания.Обратитесь к природной внимательности детейГенеральный директор и соучредитель Jensen Learning Corporation, Эрик Дженсен (Eric Jensen) сгорает от желания покаяться. Дело в том, что будучи учителем средних классов средней школы, Эрик часто пытался командой «Внимание!» заставить своих учеников прилежнее учиться. Теперь он навсегда вычеркнул этот призыв из своего педагогического арсенала. По его мнению, требуя внимания лишь громкостью своего голоса, учитель отбивает у детей желание учиться. Исследования показывают, что концентрация внимания стимулирует продуктивную работу памяти – мощного драйвера познания. Конечно, качество внимания зависит от многих «неизменяемых» факторов, таких например, как пол или состояние лобной доли головного мозга. Но Эрик настаивает, что навыки внимательности можно и нужно воспитывать с детства. Мы можем «тренировать» эти способности нашего сознания с помощью регулярных практик медитации, музыкальных упражнений, спортивных занятий, чтения и письма. Ученые заметили, что если мы обращаем внимание на что-то добровольно, просто в силу интереса к объекту, то наш мозг тщательнее разбирается в предмете и лучше запоминает полученные данные. Поэтому попытки педагогов включить детское внимание «по команде» не просто неэффективны, но и вредны. Сам Эрик считает, что существует два типа внимания. «Биологическое внимание» позволяет нашему виду выжить в изменчивой среде обитания, чутко реагируя на все изменения во внешнем мире. Мы замечаем резкие движения (когда объект движется на нас), сильные эмоции (которые взрывают прежнее спокойствие), громкие звуки, неожиданную опасность. Внимание второго типа приобретается, возникает в процессе образования. Сосредоточенность такого рода позволяет музыканту играть по своим нотам в шумном помещении, а ребенку – успешно учиться в беспокойном классе, «блокируя» ненужные восприятия. В этом смысле, мы постоянно «учимся» концертировать свое сознание на конкретных задачах. Чтобы достичь этого, мы должны постоянно перераспределять ресурсы своего внимания в пользу объектов, пригодных для достижения наших целей. Это делит восприятие на «полезные» и «посторонние» помехи (отвлекающие нас от «важных дел», их нужно блокировать). Детям, как правило, больше нравятся «помехи»: например, ученик должен внимательно изучать задание в своем учебнике, но из окна он видит играющих во дворе детей. Он старается разглядеть этих ребят и понять, почему они играют, когда он сидит в душном классе. В это время раздается команда учителя «Эй! Читать внимательнее!». Ученик неохотно возвращается к своему учебнику. Вдруг он вспоминает о встрече с девчонкой из своего класса и пытается поймать ее взгляд. Снова звучит строгий голос учителя «Я сказал, внимательней читать!». Ученик снова опускает глаза к опостылевшему учебнику, проклиная гнетущий контроль. Мы видим, что внимание у нашего ученика включено и активно работает, но не в том направлении, в каком хотелось бы учителю. Ребенок отвлекается на самые сильные для него раздражители во внешней среде. Помните, мы все обречены природой откликаться на мощные воздействия извне! Проблема в том, как научиться управлять «природным» вниманием, и фокусировать его в нужном направлении. Как это сделать: 1) научить ребенка выбирать объекты для внимания, блокируя посторонние «увлечения» 2) использовать естественную активность детского сознания для достижения поставленных целей Первый путь прост, но не легок. Он требует упорных тренировок, а также четкого различия между «важными» объектами и теми, которыми можно пожертвовать. Кроме того, природные особенности многих детей осложнят реализацию этой методики. Совсем иначе дело обстоит тогда, когда учителя или родители стремятся использовать врожденное детское любопытство. Конкретизируя свои теоретические изыскания, д-р Дженсен утверждает, что «посторонние запросы» к нашему вниманию иногда просто необходимы. Они помогают сознанию снять усталость после трудового дня. Ребенок проводит в школе четыре-шесть часов в день. Его мозг требует отдыха от постоянной сосредоточенности. Ученые выяснили, что если человек сосредоточен на чем-то более 2-х часов в день, то у него ослабевает способность фокусировки, она попросту «устает». Нашему вниманию, как и нам, после напряженной работы нужно расслабиться и отвлечься на непроизводственные мелочи. Во-вторых, мощность внешнего сигнала повышает напряжение и бдительность нашего восприятия. Когда человек считает информацию важной, его внимание включается на полную мощность. Совет педагогам – подайте ученикам убедительные сигналы о том, что на уроке происходит нечто действительно важное, и вам не придется бороться за их внимание громогласными окликами. В-третьих, для наведения внимания используйте ситуативные «усилители». Эрик их называет «наводками». Вместо начальственных окриков «Внимание!», фокусируйте студентов на том, что им всегда интересно, например, на поведении других студентов. Каким образом? Создайте в классе коллективный ритуал, на который каждый реагирует, как автоответчик на звонок. Например, учитель мог бы давать звуковой сигнал, на который ученики дружно бы отвечали «Все на месте!». После чего учитель спокойно бы продолжал урок. Дженсен настоятельно советует педагогам никогда не забывать о том, что каждое их действие в классе каким-либо образом отмечается в сознании учеников. «Используйте активность детского внимания в своих целях и любые чудеса станут возможными», уверен Эрик.Исследователииз Pew Research Center's Internet & American Life Project и Common Sense Media (США) выяснили, что учителя заметили негативное воздействие электронных средств коммуникации на способность своих учеников фокусировать свое внимание на возникающих задачах. Педагоги считают цифровые технологии чрезвычайно полезным инструментом в своей работе, но признают опасность побочных эффектов при их использовании. Американский публицист Мэтт Ричел (Matt Richtel) так суммировал эти опасения в статье для New York Times: «Наши педагоги склоняются к мнению, что при постоянном использовании цифровых медиа их ученики теряют способность быстро переключать внимание на новые вызовы окружающего мира». Аналитики из Common Sense Media провели онлайн-опрос учителей из 685 государственных и частных школ: почти ¾ респондентов отметили у учеников, проводящих досуг за мониторами электронных медиа (включая ТВ, видеоигры, SMS-переписку и социальные сети), «разной степени ослабление способности к фокусировке внимания». Исследователи из Pew Research Center's опросили 2,462 педагогов: 87% из них признали цифровые коммуникации одной из причин того, что в наших школах растет «поколение рассеянных, легко отвлекающихся людей». А 64% опрошенных заявили, что новейшие медиа «больше отвлекают от учебного процесса, чем помогают ему». Одна учительница из Англии горько пошутила, что современным педагогам не помешало бы освоить навыки конферансье: «Иногда мне остается только спеть или станцевать посреди класса, чтобы привлечь его внимание». Преподаватели говорят, что готовы применять нестандартные методики для захвата интереса своих подопечных, но не хотят коренным образом менять стиль преподавания в угоду невнимательным ученикам. Как же учителю завладеть вниманием учеников и сохранить при этом необходимую строгость преподавания? Исследователи рекомендует три методики, проверенные ими на практике. • Дайте ребенку возможность изучить проблему самостоятельно. Лаура Шульц (Laura Schulz) из Массачусетского технологического института и ее дипломированный студент – Элизабет Бонавитц ( Elizabeth Baraff Bonawitz), придумали «стимулятор любознательности». Они давали детям популярную игрушку «Джек в коробочке» (jack-in-the-box toys), не объясняя принцип ее работы. Любопытство детей подогревалось неизвестностью, и они с азартом разбирались в устройстве «попрыгунчика», даже когда имели возможность поиграть с новой игрушкой. • Увлеките детей занятием, которое поможет им сосредоточиться и строже контролировать себя. Для активизации и изучения этих способностей группа исследователей из штата Орегон во главе с Меган Макклеланд (Megan McClelland) применила методику «Палец вместо головы» (Head-to-Toes Task). Детям предложили внимательно послушать просьбу исследователя, и сделать все наоборот: если сказано прикоснуться к пальцу на ноге – трогать голову, дана команда пощупать голову – делать это с пальцем стопы. Выполняя такие «дурацкие» указания, дети были вынуждены блокировать в себе автоматизм простого следования командам, включать внимание и самоконтроль на полную мощность. Ученые считают, что данное упражнение стимулирует развитие у дошкольников литературных и математических способностей. Более того, успешное прохождение теста исследователи приравнивают к месяцу подготовительных занятий по грамматике и математике, и 2,8 месяцам пополнения словарного запаса. • Используйте цифровые медиа для развития способностей концентрации. Майкл Поснер (Michael Posner) с коллегами из Орегонского университета создали серию увлекательных компьютерных тренажеров, предназначенных именно для фокусировки внимания. Пройдя пятидневный «когнитивный тренинг» на этих программах, 4-х и 6-ти летние дети начинали управлять своим вниманием лучше сверстников. Кроме того, исследователи заметили, что укрепление внимания способствует развитию мыслительных навыков. Конечно, людям еще нужно научиться мудро и осторожно использовать цифровые медиа. Основатель и генеральный директор Common Sense Media, Джеймс П. Стейер (James P. Steyer), отметил в пресс-релизе к публикации исследования своих сотрудников: «Эта работа – еще одно напоминание о том, как важно научить наших детей использовать мощности цифровых медиа в позитивном ключе и не в ущерб другим практикам». Эксперты по детскому развитию считают, что дети с 4-х лет должны уметь концентрироваться на задаче в среднем от 2-х до 5-ти минут умноженных на их возраст. Например, 5-летний ребенок должен быть способным удерживать свое внимание в определенном фокусе от 10 до 25 минут, в зависимости от задачи. Но это эмпирическое правило, как и большинство других «инструкций» для растущих детей, сильно зависит от конкретной ситуации. «Концентрация внимания может быть рассмотрена только в контексте реального времени и пространства», считает доктор медицины из Калифорнийского Университета, практикующий педиатр в сфере поведенческой психологии развития Нил Роджас (Neal Rojas). «Способности внимания будут разными утром, в середине дня, перед дневным отдыхом или ночным сном. Я рекомендую родителям учитывать эти различия внутри дня. Объем внимания – очень гибкая величина», подчеркивает специалист. Объем внимания, который ребенок уделяет задаче, зависит от количества удовольствия, которое он получает от решения. Многие дети сильно сопротивляются, когда их просят сделать то, чего они не хотят. «Управлять детским вниманием нужно начинать с себя, со своей креативности и гибкости», рекомендует родителям и учителям д-р Роджас. Для многих родителей проблема фокусировки сознания своих детей на обязательных предметах становится настоящим камнем преткновения, особенно когда их чада начинают ходить в школу. Учебные программы обязывают детей сосредоточиться на грамматике и алфавите, в то время как им гораздо интересней возиться с конструкторами Matchbox. «Игрушечные машинки мотивируют ребенка мощнее реальных занятий», говорит доктор философии, клинический психолог и директор Центра Семьи в чикагском Институте Эриксона, Маргарет Никелс (Margret Nickels). «Я знаю пятилетнего малыша, который спокойно может полчаса сосредоточенно играть в Lego, но не способен усидеть на месте пару минут, чтобы написать свое имя», рассказывает Маргарет. Превратить нечто скучное для ребенка в объект его увлечения – стратегическая проблема, требующая креативного решения. «Я не настаиваю, чтобы мой сын писал букву «А» непременно ручкой в своей рабочей тетради. Вместо этого я могу попросить его нарисовать ее мелом или даже краской на большом мольберте», рассказывает Мэри Доти (Mary Doty), учитель начально-подготовительных классов окружной школы в штате Гавайи. «Если официальный учебник угнетает ребенка, сделайте вместе с ним собственную азбуку», советует Доти. «Нарежьте из журналов и газет картинки предметов на букву «А», или посчитайте количество «Ашек» в каком-либо издании. Соберите макет «А» из любых подручных объектов. Такое обучение включает моторику ребенка – а потому становится интересным для него». Чтобы получить внимание ребенка, родители должны отдать ему свое. По мнению доктора Роджас, « …родители часто попадают впросак из-за своей рассеянности. Ведь если мы сами не можем в нужный момент сосредоточиться, то не вправе требовать этого от своих детей». Физическое присутствие родителей наряду с четкими, понятными наставлениями помогают ребенку сосредоточиться. «Лучший способ привлечь внимание детей – находиться рядом, в пространстве их восприятия. Не обращайтесь к ним криком с кухни», настаивает доктор Никелс. «Придите к ним в комнату, встаньте напротив, поймайте их взгляд, коснитесь плеча и расскажите о вашей просьбе».