5 признаков, что вашему ребенку будет лучше на дистанционке
Если ребенок не ходит в школу, а обучается дома, значит, он особенный? Или проблемный? Как правило, нет: просто есть дети, которым заниматься дистанционно комфортнее, чем ходить в школу. Это не мешает им успевать по всем предметам, получать аттестаты, поступать в институт на бюджет. А еще дистанционный формат помогает снизить стресс, освобождает много времени на хобби и подталкивает к осознанным решениям.
Как понять, будет ли школьнику комфортнее учиться из дома? «Летидор» попросил рассказать об этом Артёма Аницоева, основателя «Онлайн-школы №1». Это полноценная общеобразовательная школа, в которой ребёнок может закончить с 1 по 11 класс, пройти ОГЭ, ЕГЭ и получить аттестат, обучаясь по индивидуальному графику.
Что такое дистанционное обучение
Из-за самоизоляции школы были вынуждены временно перейти в онлайн. Но это не дистанционное обучение, а скорее, самоподготовка: у школ нет адаптированной методики и записанных видеоуроков, нет опыта в удаленной организации образовательного процесса.
Это была вынужденная мера, поэтому результаты были неоднородные.
Дистанционное образование, о котором мы будем говорить, — это другая практика, уже давно принятая на законодательном уровне, со своими стандартами и методами.
В Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ есть две формы получения образования. «В организации, осуществляющей образовательную деятельность», то есть в государственной или частной школе, и «вне организации», то есть в форме семейного образования или самообразования. Для перехода на семейную форму не нужно особенных причин или условий: достаточно желания родителей.
Чтобы перейти на дистанционное обучение, родители пишут заявление и забирают документы из школы.
Дальше они сами решают, что делать: учить ребенка самостоятельно, приглашать домой репетиторов либо, например, пойти в онлайн-школу.
В таких проектах как раз реализовано полноценное дистанционное обучение. Для этого они создают свою инфраструктуру: нанимают учителей, разрабатывают методики, снимают видеоуроки, подготавливают материалы и задания, закрывающие школьную программу.
Но как понять, подойдет ли ребенку дистанционное обучение? Станет ли ему комфортнее заниматься из дома, вырастут ли результаты и вовлеченность?
Основываясь на опыте учеников нашей онлайн-школы, я выбрал несколько вещей, на которые стоит обратить внимание.
В первую очередь поговорим о сигналах в поведении школьника.
Признак 1: у ребенка сложные взаимоотношения с коллективом
Первый и самый явный признак — трудности в общении с классом. Если у ребенка нет взаимопонимания со сверстниками, не получается завести в школе друзей, то он выбивается из коллектива. Это приводит к стрессу и нежеланию идти в школу, что отразится на оценках, помешает раскрыть потенциал.
Необязательно быть тихоней, чтобы не вписываться.
За свою практику я познакомился с большим количеством активных и общительных детей, которые не могут сойтись характерами с большинством одноклассников. Иногда это неудачное стечение обстоятельств или, например, результат затяжной ссоры с конкретными ребятами. В итоге даже открытый к общению школьник может иметь натянутые отношения с классом.
В таком случае дистанционный формат может пойти на пользу.
Социализация детей — сложная тема, к тому же онлайн-формат, безусловно, предполагает гораздо меньше взаимодействия с другими детьми в классе. Но если родители будут учитывать это при переходе и обеспечат ученику новый круг общения, например в спортивных или творческих секциях, то у него не будет проблем с поиском друзей.
Психологическое состояние ребенка, скорее всего, улучшится: он сможет общаться с теми, с кем ему интересно и комфортно.
«Отношения с учениками из прошлой школы не то чтобы испортились: просто мы друг другу поднадоели. Они не особо понимали меня. Стала чаще замечать, что со сверстниками какое-то одностороннее общение: я им что-то говорю и вижу, что они уже не слушают»,
— Катя, ученица 10 класса онлайн-школы.
Признак 2: ребенок часто болеет и пропускает школу
Если сын или дочка постоянно пропускают школу из-за плохого самочувствия, они будут отставать от одноклассников. В средних и старших классах это чревато тем, что у них накопятся долги. Чтобы закрыть пробелы, придется в короткие сроки освоить несколько месяцев школьной программы, написать десяток контрольных подряд. Это стресс и тяжелая работа.
Для детей помладше частое отсутствие — это еще и психологическая проблема. Вряд ли одноклассники забудут, как выглядит ваш ребенок, но точно привыкнут к тому, что его часто нет: найдут новых друзей, новые темы для общения.
Вернувшись в школу после длительной паузы, ученик может испытывать проблемы с социализацией.
В дистанционном формате эту проблему можно сгладить. В некоторых случаях можно и вовсе не прерывать обучение. Например, взять с собой ноутбук на плановое обследование в больницу.
Если болезнь серьезная, то такой формат дает возможность осваивать программу в своем темпе. Для ученика адаптируют учебный план, равномерно распределят долги, обеспечат поддержку. У него не будет необходимости заново выстраивать отношения с классом, а это снижает психологическую нагрузку: можно сосредоточиться на восстановлении и учебе.
Признак 3: ребенку скучно в школе
Есть две основные причины, из-за которых детям становится скучно в школе. Иногда они быстро взрослеют психологически: уровень осознанности и самостоятельности начинает обгонять биологический возраст. Такой ученик быстро понимает, что может хорошо учиться и получать пятерки, но для этого ему надо тратить много времени. Он легко находит более интересные занятия и теряет мотивацию.
Дистанционное обучение поможет таким детям лучше разобраться в себе, выбрать интересные предметы, добавить в программу нестандартные дополнительные курсы.
Онлайн-формат предполагает больше возможностей выбора: это подстегивает интерес к занятиям и пробуждает желание проявить себя.
«Раньше я училась в платной гимназии, но поняла, что мне там скучно. Мне не нравится, как преподают, и было некомфортно находиться в классе. В онлайн-школе другой подход на уроках, я осталась очень довольна. Меня удивило, как преподаватели заинтересованы в том, что рассказывают детям. Еще то, насколько все структурировано: есть не только урок с учителем, но и дополнительные учебники, презентации, тесты»,
— Ева, ученица 10 класса онлайн-школы.
Признак 4: у ребенка много увлечений, на них не хватает времени
Традиционная школа занимает больше по 8-10 часов в сутки (в лучшем случае!). Утром дети отправляются на уроки, до позднего вечера занимаются домашними заданиями, и так почти всю неделю. На хобби и спорт времени почти нет.
В дистанционном формате нет необходимости ездить куда-то по утрам в час пик, отсиживаться на ОБЖ и классных часах, дежурить после уроков. Это экономит ресурсы, которые можно направить на увлечения.
Например, наши ученики успевают профессионально заниматься спортом и творчеством, и на успеваемости это не отражается.
«После перехода в онлайн-школу у меня появилось время на хобби. Я начала заниматься английским, пошла в конную школу, стала заниматься рисованием. До этого вообще не было времени: приходила из школы в 4-5 часов вечера, еще 2-3 часа уходило на домашние задания»,
— Анна, ученица 8 класса.
Признак 5: ребенок выбрал вуз и хочет сфокусироваться только на ЕГЭ
В школе каждый учитель считает свой предмет самым важным. Из-за этого даже в выпускных классах надо тратить время на лишние дисциплины.
В дистанционном формате учебный план можно адаптировать так, чтобы не забивать одиннадцатый класс лишними предметами. Например, закрыть их летом перед учебой и к первому сентября уже иметь несколько оценок в аттестате.
Можно забыть о части непрофильных дисциплин и сфокусироваться только на том, что нужно для ЕГЭ: как правило, это 3–4 предмета.
Конечно, самое важное — это желание семьи активно участвовать в образовании детей. Вы должны быть готовы обсудить с ними переход на дистанционное обучение, а потом вместе потратить время, чтобы выбрать самый подходящий вариант.
Фото: Depositphotos