Почему не пятерка: как правильно реагировать на школьные оценки ребенка
© Depositphotos
Немалая часть взрослых связывает оценки в школе с успехом их ребенка во взрослой жизни, не вполне понимая, что между первым и вторым не всегда есть связь. Оценка — дело субъективное. Она складывается из многих факторов, в том числе из личного отношения учителя к ребенку, прилежности школьника и так далее.
Понимать, что свет клином не сходится на оценках, и объяснить это ребенку — одна из важных задач родителей. Почему это так важно и как научить себя и ребенка спокойно воспринимать двойки, тройки, пятерки, мы попросили рассказать педагога, тренера по развитию памяти Светлану Коваль.
Будучи тренером по скорочтению и развитию памяти, я не использую пятибалльную систему оценок на занятиях. Чтобы увидеть прогресс ребенка, я применяю специальную диагностику, которая показывает результат «до» и «после».
Замотивировать ученика, вовлечь его в процесс помогает элемент геймификации.
Я учу ребят сравнивать свои достижения не с чужими, а со своими собственными. Допустим, ребенок пришел на занятия со скоростью чтения 80 слов в минуту, спустя несколько занятий он читает уже около 120 слов. Это классный результат, это его победа. И не надо сравнивать себя с соседом. Странно будет соотносить результаты, если сосед изначально пришел на занятия с иной скоростью чтения и добился результатов, исходя из своих первоначальных данных.
Однако дети в большинстве своем относятся к оценкам в ином ракурсе. И это не их вина.
Требовательные родители, школа, вся ее система часто воспитывают нездоровое отношение к отметкам, что в дальнейшем накладывает отпечаток на всю жизнь, о чем мы и поговорим ниже.
Что показывает оценка
Для начала давайте оценим масштаб проблемы. По данным международного исследования «Уверенность в процессе обучения», проведенного аналитической компанией Harris Insights & Analytics в 2019 году среди учеников, родителей и учителей из США, Германии, Китая, России и Японии, 79% российских школьников испытывают стресс из-за неуспеваемости. И это самый высокий показатель среди всех стран-участниц опроса.
55% школьников чувствуют дискомфорт, когда их успехи сравнивают с успехами других.
И тут мы с вами получаем замкнутый круг. Ребенок боится получить низкую оценку, беспокоится об этом, что оказывает влияние на учебу и приводит к снижению мотивации и результатов. Если школьник все время ощущает себя в ситуации неуспеха в учебе, получает низкие оценки своих работ от учителя, у него растет чувство собственной неполноценности и неуверенности в себе.
Младшие школьники еще не понимают, для чего им те или иные знания. И часто выходит, что они учатся для того, чтобы получать хорошие оценки. К этому их подталкивают и, казалось бы, безобидные детские песенки: «...с детства думаю об отметках школьных я... занимаюсь каждый день утром, днем и вечером, чтоб оценку получить, я всю жизнь тружусь», «… и отличниками быть учат в школе, учат в школе», и отношение взрослых, которые нацелены только на «пятерки».
Таким образом дети забывают, что раньше их увлекал познавательный процесс и его творческая составляющая, а теперь самоцелью ставится высокая оценка, и сам смысл учебы теряется.
Помните, получать оценки совсем не равно получать знания и уметь их применить.
Поэтому так важно не убить интерес к познанию, а показать, как стоит относиться к аттестации.
Школьная оценка — это просто цифра, инструмент для измерения умений, знаний, навыков по определенному предмету, система для педагога. Это некий показатель того, в какой мере школьник продвинулся в изучении.
Важно дать понять ребенку, что «пятерка» или «двойка» не оценивает его как личность, от нее не зависит любовь родителя, она не определяет будущие успехи или неудачи в жизни.
Как правильно реагировать на оценки
Давайте рассмотрим, чего точно не стоит делать родителям.
Не придавайте оценкам большую значимость
Не заостряйте все свое внимание на оценке, ведь она зачастую субъективна. Смотрите дневник своего школьника без бурных реакций, для вас оценка — это лишь способ узнать, что учитель думает о ребенке как об ученике.
В целом уходите от важности внешней оценки, в противном случае во взрослой жизни ваши дети будут не уверены в себе, будут страшиться негативной характеристики и зависеть от чужого мнения.
Не манипулируйте детьми с помощью оценок
Не ругайте и не стыдите за оценки — не создавайте ситуации, когда ребенок не захочет возвращаться домой из школы из-за мысли, что его «убьют за двойку».
У него не должно возникнуть связки «хвалят – я хороший, нет – плохой».
Не приклеивайте ярлыков «троечник», «двоечник», «глупый», «неспособный». И уж тем более не связывайте полученную «двойку» с перспективой стать дворником.
Если ребенок старался выполнить задание и вышло «не очень», учитель поставил низкий балл, дети в классе посмеялись, да еще и родители расстроились, отругали, то по законам нейропсихологии, учеба неизбежно свяжется с неприятными переживаниями, сформируется негативное отношение к ней, а нам это не нужно. Поддерживайте своего ребенка.
Если занятия в школе даются ему непросто, то он особенно нуждается в поддержке. И также не забывайте, что все дети разные, их способности могут находиться в разных областях, у них разные зоны ведущего интереса, разный темп формирования навыков, а школьная успеваемость не показатель интеллекта.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми
Ни в коем случае не подводите его к мысли, что есть кто-то лучше, чем он. Напротив, показывайте ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.
Не требуйте «пятерок»
Оставьте ребенку право на ошибку и покажите, что ошибиться может каждый, это не что-то ужасное.
Воспитайте отношение к ошибке как к опыту, на основе которого открывается возможность сделать то же самое, но лучше.
Также помните, что «тройки» и «двойки» часто появляются по причине того, что ребенок пропустил, не освоил какую-то тему и этот пробел в знаниях нарастал, как снежный ком.
Не самоутверждайтесь за счет ребенка
Вы хорошие родители не потому, что ваш ребенок отлично учится и посещает множество кружков.
Не устанавливайте рыночные отношения
Если вы будете просить ребенка принести вам «пятерку» в обмен на 100 рублей, вряд ли вы добьетесь от него реальных академических успехов и интереса к занятиям. Так дети начинают стремиться вовсе не к знаниям.
Не расспрашивайте ребенка первым делом о полученных оценках
Лучше поинтересуйтесь его настроением, что нового он изучил сегодня.
Узнав о низкой оценке:
• помните, что ребенок вряд ли мечтал о «двойке»;
• попробуйте выяснить причину, без обвинений и запугивания, найдите то действие или бездействие, что привело к такой ситуации. Если в процессе разговора ребенок будет перекладывать ответственность на других, то через вопросы возвращайте в его руки ответственность за ситуацию.
«Это сосед по парте меня отвлекал!» — «Как так получилось, что ты отвлекся на него?»
Постарайтесь выйти на конкретный план действий, спросите, что он будет делать, как исправит ситуацию.
Уточните, достаточно ли составленного плана действий для решения проблемы, нет ли еще каких-то помех, на которые можно обратить внимание уже сейчас.
Предложите ему свою помощь.
Выстраивая разговор подобным образом, мы учим детей направлять свое внимание на поиск решения возникающих неприятностей и формируем адекватную реакцию на трудности, что очень пригодится в жизни.
Ваша задача — вырастить не отличника, а человека, способного идти уверенно по жизни, получать удовлетворение, радость от достижения своих целей.
Будьте родителем-союзником, а не родителем-врагом!
Фото: Depositphotos