Как подготовить ребенка к школе: развиваем 7 ключевых навыков
© Depositphotos
Гораздо лучше, если будущий первоклассник будет понимать, как ему самостоятельно собраться на урок, чем заняться на переменке и как не потерять сменку.
О том, как помочь дошкольнику освоить и развить бытовые навыки, чтобы он легко адаптировался к новому этапу в жизни, мы попросили рассказать эксперта онлайн-школы «Фоксфорд», педагога и менеджера проектов начального образования Юлию Григорьеву.
Некоторые навыки ребенок приобретает самостоятельно, для освоения других понадобится помощь взрослых. Чтобы научить дошкольника чему-то новому, для начала надо заинтересовать его этим делом, показать пример. А затем наблюдать и не вмешиваться, позволяя дошкольнику совершать свои первые ошибки.
Освоение любых навыков будет проходить эффективно, если родители учтут возрастные особенности дошколят:
• Игра — основной вид деятельности у детей 5-7 лет, поэтому лучше доносить полезную информацию через нее.
• У дошкольников преобладает образный тип мышления, а значит, нужно использовать для обучения картинки, жесты, звуки, эмоции и движения.
• В этом возрасте дети обладают преимущественно непроизвольным вниманием. Сила воли и мотивация только начинают развиваться, а концентрация на одной задаче в течение длительного времени становится возможной ближе к 7 годам.
Поэтому не стоит заставлять ребенка неотрывно заниматься обучением.
Подготовка к школе — всесторонний процесс, который требует оценки способностей ребенка и обучения социальным, бытовым и учебным навыкам.
Что должен уметь будущий первоклассник
Собираться в школу
Сложить необходимые канцелярские принадлежности в рюкзак и подготовить школьную форму — задачи, которые вполне по силам в 6-7 лет и полностью входят в зону ответственности дошкольника.
Это умение сэкономит первокласснику время в школе, так как он точно будет знать расположение предметов в ранце, а значит, быстро сможет достать все необходимое к конкретному уроку.
Как научить. Заранее порепетируйте процесс сборов в игровой форме. Попросите сына или дочку нарисовать любимого героя мультика с рюкзаком и скажите, что тот не знает, что взять с собой в школу.
Пусть ребенок нарисует вокруг героя необходимые школьные принадлежности. Сначала дайте ему возможность самому подумать, что это будет, и просто понаблюдайте. Затем обсудите, чего не хватает, и дополните рисунок.
Используйте эту картинку как памятку и повесьте ее на видном месте.
Подготовьте несколько визуальных инструкций на разные дни недели, с учетом расписания уроков.
Спокойно сидеть на уроке
Способность длительно концентрировать внимание развивается к 7-8 годам, когда в мозге выстраиваются межполушарные связи. Не стоит требовать невозможного от малыша 5-6 лет, поэтому развивайте усидчивость ближе к школе.
Как научить. Организуйте задания и игры, для выполнения которых нужно долго сидеть на одном месте. Чтобы не навредить здоровью, чередуйте занятия с физкульт-разминкой. Научите ребенка кинезиологическим упражнениям — это комплекс движений, которые усиливают активность мозга и положительно влияют на развитие межполушарных связей.
Слушать учителя и работать в коллективе
Учитель дает задания и объясняет материал для всех детей сразу. Ребенку нужно научиться понимать указания с первого раза и знать, когда уместно задавать вопросы, а когда нужно соблюдать тишину.
Как научить. Необходимо заранее обсудить дома все правила поведения в школе. Например, можно разыграть сценку с игрушками, выделив каждому зверьку свою роль — учитель, ученик, одноклассник.
Подробно прокомментируйте, как принято вести себя в классе — что приемлемо, а что нет.
Успевать сделать важные дела за перемену
Обидно впопыхах остаться без обеда или опоздать на урок из-за долгих переодеваний, поэтому лучше заранее приучить дошкольника делать все быстро.
Как научить. В этом деле вам поможет игра с песочными часами. Договоритесь с ребенком, что в течение недели он будет есть и переодеваться за отведенное для этого время, например, обедать за 15 минут и переодеваться за 5. Если он уложился, поставьте ему галочку в специальном блокноте. В конце недели подведите итоги: если ребенок набрал определенное количество галочек, можете его премировать — купить новую игрушку или побаловать любимым десертом.
При этом не забывайте хвалить ребенка и за промежуточные результаты.
Через какое-то время привычка выработается, и песочные часы больше не понадобятся.
Следить за своим внешним видом
Чтобы не стать объектом насмешек, в школе нужно самостоятельно поддерживать опрятный вид, например, застегнуть ширинку или поправить блузку после переодеваний на физкультуре. Также важно следить за гигиеной — мыть руки до и после еды, проверять, не испачкано ли лицо после перекуса.
Как научить. Выработать привычку следить за собой можно с помощью плана. Обсудите с ребенком, какие дела ему нужно выполнять ежедневно, и нарисуйте красивый план. Используйте приемы мнемотехники — для каждого дела рисуйте символичную картинку, например, будильник может обозначать время подъема, а расческа — утренние гигиенические процедуры.
Повесьте схему на видное место и сначала напоминайте о ней ребенку.
Вместе обсуждайте, какие дела уже выполнены, а какие только предстоит сделать. Со временем будущему школьнику не понадобится заглядывать в план, «образы» запомнятся, а повторяющиеся дела войдут в привычку.
Быть внимательным к своим вещам
Полностью застраховаться от потерь не получится, поэтому ручки, карандаши и ластики лучше купить с запасом. Чтобы избежать больших трат из-за забытого где-то телефона или дорогих кроссовок, нужно развивать внимательность.
Часто дошкольнику сложно сконцентрироваться — в таком случае поможет только время.
Как научить. Составьте с ребенком памятку — нарисуйте все его вещи на листочке. Предложите ему сверяться с ней, прежде чем идти из школы домой.
Не бросать дела на полпути
Дошкольники просто не могут делать то, что им не интересно, поэтому главная задача родителей — мотивировать свое чадо доводить дела до конца. Только помните, что на детей этого возраста нельзя повлиять обещаниями светлого будущего, не сработают установки: «учись сейчас, чтобы в школе было легче».
Как научить. Прежде чем приступить к любой игре, обязательно проговаривайте все правила и обсудите конечную цель. Напоминайте о ней ребенку в процессе игры и следите, чтобы результат был достигнут.
Не забудьте похвалить любой успех, даже если не удалось выполнить все задуманное.
Важно понимать, что ребенку нужно чувствовать, что он молодец, прямо здесь и сейчас, а обучение происходит быстрее и лучше, когда оно связано с позитивными эмоциями.
Фото: Depositphotos