5 причин перестать бояться дистанционного обучения в новом учебном году
© Freepik
Хотя министр просвещения РФ Сергей Кравцов выразил надежду, что большинство школ России начнет новый учебный год в традиционном формате, родители опасаются повторения сценария весны 2020 года, когда учителя и дети занимались дистанционно. К тому же правительство подготовило законодательную базу, позволяющую официально переводить детей и педагогов на удаленку, если в стране вновь введут режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В любом случае, что бы нас ни ждало в новом учебном году, надо уже сейчас морально подготовиться к разным вариантам развития ситуации и постараться увидеть в каждом из них что-то хорошее.
Если с плюсами традиционного образования родители давно определились, то положительные моменты в дистанционном обучении видят далеко не все.
Поэтому мы еще раз решили напомнить, почему возвращаться в онлайн совсем не страшно.
Педагоги уже освоили программы и площадки для онлайн-обучения
Если в марте этого года многие учителя с трудом могли подключиться к видеоконференции, то теперь их не напугать ни Зумом, ни другими программами для дистанционной работы.
Они освоили новый формат хотя бы по минимуму, что позволит им при необходимости продолжать уроки онлайн.
Учителя учли свои ошибки, допущенные на удаленке весной
Давать детям развернутую обратную связь, использовать больше интерактивного материала, уходить от формата «говорящая голова», сокращать время уроков — вот лишь несколько выводов, к которым пришли учителя, внимательно подходившие к организации виртуальных встреч.
Они видели, что дети быстро устают от монотонной подачи материала, а такие инструменты, как презентация, моментальная обратная связь с ребятами в чате, разные игры, помогают детям оставаться включенными все время урока.
Несомненно, наладить дистанционное образование нелегко. Это оказалось не просто не только школьным учителям, но и педагогам дополнительного образования из научных кружков, творческих школ и т.д.
Для них — это настоящий вызов, требующий мобилизации всех ресурсов.
Но еще и шанс освоить много новых инструментов и понять, что новый формат не помеха для работы.
Педагоги научились поддерживать друг друга и обмениваться опытом
Некоторые энтузиасты от образования в пандемию запустили проекты, направленные на помощь коллегам, которые ранее не работали с детьми через Сеть.
Так, у Кружкового движения НТИ стартовал онлайн-акселератор проект Rukami для организаторов научных кружков. Более опытные эксперты помогали новичкам выстраивать образовательный процесс в условиях карантина.
«Мы делали семинары и общались друг с другом, чтобы каждый мог сконцентрироваться на чем-то, что ему ближе. Чтобы как-то организовать систему онлайн-обучения, мы вместе с педагогами и руководителями космических кружков из разных регионов накидали идей и полезных инструментов, обсудили форматы работы и что можно делать в режиме онлайн. Кроме того, мы систематизировали и структурировали все на wiki-сайте кружкового движения со ссылками на бесплатные ресурсы», — делится опытом Илья Овчинников, инженер-конструктор космических аппаратов из кружка «Интерактивная космическая техника».
Педагоги научились решать на удаленке, казалось бы, невыполнимые задачи.
Например, организаторы Олимпиады кружкового Движения НТИ придумали, как провести очный тур олимпиады в лабораториях во время пандемии без участия детей. Организаторы наняли на время тура ученых, работой которых дети руководили онлайн. Участники олимпиады продолжали работать в командах через интернет, плюс задавали задачи своим «аватарам» в лабораториях.
Учителя более ответственно подходят к подготовке уроков
Большую роль здесь играет фактор «публичности». Дети могут слушать урок на громкой связи, что позволяет родителям оценить подачу материала, насколько интересно педагог преподносит его.
К виртуальному уроку могут подключиться методисты и директор учебного заведения.
Учитель чувствует, что его работа теперь становится предметом обсуждения гораздо большего числа людей, чем просто группы школьников — и относится к делу более ответственно.
«Онлайн дает реальные преимущества с точки зрения контроля качества занятий.
Я могу зайти в любую “комнату”, даже в другом городе, и в перерыве между занятиями дать преподавателю обратную связь», — рассказывает Дарья Абрамова, СЕО и основатель школ программирования и цифрового творчества для детей «Кодабра», а также эксперт онлайн-акселератора Rukami.
Педагоги поняли, что важно не только давать знания, но и общаться с детьми
В виртуальной реальности учителям сложно держать контакт одновременно с большой группой детей. Многие реакции школьников скрывает монитор, никогда нельзя понять на сто процентов, усвоил ли каждый из участников урока материал, как быстро дети устали и так далее.
Чтобы понимать, что происходит с детьми, надо чаще с ними общаться — казалось бы простой вывод, к которому педагоги пришли далеко не сразу.
«Главное, что я вынес из карантина — чаще спрашивать детей о том, что они чувствуют, дать им возможность рассказать, как у них дела — а не только сухо по программе вставать на рельсы», — подтверждает эту мысль Илья Овчинников.
Как бы странно ни звучало, онлайн-образование — это еще один шанс для педагогов пересмотреть свой подход к работе, уйти от шаблонов в преподавании и наконец-то подружиться с учениками.
Фото: Depositphotos, Freepik