5 причин перестать бояться дистанционного обучения в новом учебном году
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Freepik
Хотя министр просвещения РФ Сергей Кравцов выразил надежду, что большинство школ России начнет новый учебный год в традиционном формате, родители опасаются повторения сценария весны 2020 года, когда учителя и дети занимались дистанционно. К тому же правительство подготовило законодательную базу, позволяющую официально переводить детей и педагогов на удаленку, если в стране вновь введут режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В любом случае, что бы нас ни ждало в новом учебном году, надо уже сейчас морально подготовиться к разным вариантам развития ситуации и постараться увидеть в каждом из них что-то хорошее.
Если с плюсами традиционного образования родители давно определились, то положительные моменты в дистанционном обучении видят далеко не все.
Поэтому мы еще раз решили напомнить, почему возвращаться в онлайн совсем не страшно.
Педагоги уже освоили программы и площадки для онлайн-обучения
Если в марте этого года многие учителя с трудом могли подключиться к видеоконференции, то теперь их не напугать ни Зумом, ни другими программами для дистанционной работы.
Они освоили новый формат хотя бы по минимуму, что позволит им при необходимости продолжать уроки онлайн.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Freepik
Учителя учли свои ошибки, допущенные на удаленке весной
Давать детям развернутую обратную связь, использовать больше интерактивного материала, уходить от формата «говорящая голова», сокращать время уроков — вот лишь несколько выводов, к которым пришли учителя, внимательно подходившие к организации виртуальных встреч.
Они видели, что дети быстро устают от монотонной подачи материала, а такие инструменты, как презентация, моментальная обратная связь с ребятами в чате, разные игры, помогают детям оставаться включенными все время урока.
Несомненно, наладить дистанционное образование нелегко. Это оказалось не просто не только школьным учителям, но и педагогам дополнительного образования из научных кружков, творческих школ и т.д.
Для них — это настоящий вызов, требующий мобилизации всех ресурсов.
Но еще и шанс освоить много новых инструментов и понять, что новый формат не помеха для работы.
Педагоги научились поддерживать друг друга и обмениваться опытом
Некоторые энтузиасты от образования в пандемию запустили проекты, направленные на помощь коллегам, которые ранее не работали с детьми через Сеть.
Так, у Кружкового движения НТИ стартовал онлайн-акселератор проект Rukami для организаторов научных кружков. Более опытные эксперты помогали новичкам выстраивать образовательный процесс в условиях карантина.
«Мы делали семинары и общались друг с другом, чтобы каждый мог сконцентрироваться на чем-то, что ему ближе. Чтобы как-то организовать систему онлайн-обучения, мы вместе с педагогами и руководителями космических кружков из разных регионов накидали идей и полезных инструментов, обсудили форматы работы и что можно делать в режиме онлайн. Кроме того, мы систематизировали и структурировали все на wiki-сайте кружкового движения со ссылками на бесплатные ресурсы», — делится опытом Илья Овчинников, инженер-конструктор космических аппаратов из кружка «Интерактивная космическая техника».
Педагоги научились решать на удаленке, казалось бы, невыполнимые задачи.
Например, организаторы Олимпиады кружкового Движения НТИ придумали, как провести очный тур олимпиады в лабораториях во время пандемии без участия детей. Организаторы наняли на время тура ученых, работой которых дети руководили онлайн. Участники олимпиады продолжали работать в командах через интернет, плюс задавали задачи своим «аватарам» в лабораториях.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Freepik
Учителя более ответственно подходят к подготовке уроков
Большую роль здесь играет фактор «публичности». Дети могут слушать урок на громкой связи, что позволяет родителям оценить подачу материала, насколько интересно педагог преподносит его.
К виртуальному уроку могут подключиться методисты и директор учебного заведения.
Учитель чувствует, что его работа теперь становится предметом обсуждения гораздо большего числа людей, чем просто группы школьников — и относится к делу более ответственно.
«Онлайн дает реальные преимущества с точки зрения контроля качества занятий.
Я могу зайти в любую “комнату”, даже в другом городе, и в перерыве между занятиями дать преподавателю обратную связь», — рассказывает Дарья Абрамова, СЕО и основатель школ программирования и цифрового творчества для детей «Кодабра», а также эксперт онлайн-акселератора Rukami.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
Педагоги поняли, что важно не только давать знания, но и общаться с детьми
В виртуальной реальности учителям сложно держать контакт одновременно с большой группой детей. Многие реакции школьников скрывает монитор, никогда нельзя понять на сто процентов, усвоил ли каждый из участников урока материал, как быстро дети устали и так далее.
Чтобы понимать, что происходит с детьми, надо чаще с ними общаться — казалось бы простой вывод, к которому педагоги пришли далеко не сразу.
«Главное, что я вынес из карантина — чаще спрашивать детей о том, что они чувствуют, дать им возможность рассказать, как у них дела — а не только сухо по программе вставать на рельсы», — подтверждает эту мысль Илья Овчинников.
Как бы странно ни звучало, онлайн-образование — это еще один шанс для педагогов пересмотреть свой подход к работе, уйти от шаблонов в преподавании и наконец-то подружиться с учениками.
Фото: Depositphotos, Freepik