Я знаю, как помочь подростку правильно выбрать профессию: история мамы четверых детей
Большая редкость, когда ребенок с малых лет точно знает, кем он хочет стать в будущем. Гораздо чаще детям нужна помощь в выборе профессии — как со стороны родителей, так и профориентационных специалистов.
О своем опыте «Летидору» рассказала Анна Семерикова — генеральный директор благотворительного фонда для подрастающего поколения «Открывая горизонты», действующего при поддержке KFC, и мама четверых детей.
Многодетные родители прекрасно знают: даже в одной семье дети не похожи друг на друга. Они имеют разные вкусы, увлечения, позиции в отношении каких-либо вопросов. И помощь в выборе профессии им может требоваться тоже разная.
Расскажу на своем примере. У меня четверо детей (двое из них — приемные), причем трое сейчас подростки, учатся в 11-м классе, а значит, находятся в том возрасте, когда нужно определиться с тем, что делать после школы.
Желания — ребенка, а не ваши
С одной из моих дочерей мы начали говорить о будущей профессии еще три года назад. Сначала были просто обсуждения, но, как часто бывает, ей оказалось сложно сделать осознанный выбор.
Чтобы подогреть интерес к этой теме, мы вместе начали посещать консультации специалистов по профориентации и проходить тесты. Я также помогла ей записаться на профориентационный курс, пройдя который она поняла, что хочет быть проектным менеджером. Это очень широкая сфера — проектами можно управлять на самых разных уровнях, начиная с собственной семьи и заканчивая государством.
Тогда же она решила, что не хочет учиться на дневном отделении вуза — лучше выберет заочное и будет совмещать с работой. Такое желание не совпадало с моим — мне очень хотелось, чтобы она получила классическое очное образование в хорошем университете.
Но, услышав ее четкую позицию и аргументы, я согласилась с ее мнением и с тех пор считаю себя не вправе вмешиваться и давить.
Уже сегодня она успешно совмещает работу с учебой в школе, надеюсь, так будет и дальше, после поступления в вуз.
Техника 15 минут
Вторая моя дочь, приемный ребенок, который в нашей семье не так давно, вообще не знает, кем хочет быть и чем заниматься. Более того, она теряется даже с ответом на вопрос о своих интересах.
«Я не хочу выбирать, кем быть», — твердила она совсем недавно.
Здесь родителям важно понять, что за «я не хочу» на самом деле стоит «я боюсь».
Ребенок транслирует страх сделать выбор, страх идти во взрослую жизнь и принимать самостоятельные решения. Что делать родителям? Запастись терпением и медленно, шаг за шагом пройти весь путь выбора профессии вместе с ребенком — буквально за ручку, чтобы он чувствовал вашу поддержку.
Мне очень помогла «техника 15 минут»: каждый день в течение 15 минут общайтесь с ребенком на темы, которые интересны именно ему. Но, внимание, не об оценках или «взрослом будущем»! Скорее всего, вы будете обсуждать сериалы, музыку, друзей, но постепенно у вас появится очень близкая связь с ребенком — и тогда можно будет подойти к обсуждению более серьезных вопросов.
Кстати, дети все слышат, даже если вам кажется, что они уткнулись в телефон и не реагируют.
Самое главное в разговорах о будущем, как и во многих других вопросах, не давить и не разговаривать с ребенком с позиции силы — результаты своих трудов вы увидите лишь со временем.
С моей дочерью мы потихоньку обсуждаем, какие экзамены нужно сдавать, какие сферы ей могут быть интересны.
Важно помнить, что, если вы никогда ранее не разговаривали с ребенком на такие серьезные и сложные темы, как выбор профессии, начинать лучше постепенно.
Например, я заметила, что ей очень нравится краситься, и предложила сходить на мастер-класс по макияжу (не говоря, что это будет «тест на профессию»). Мы вместе посетили занятие, обсудили его и поняли, что в профессии визажиста она себя не видит.
Сходили на лекцию по психологии, которая ей тоже интересна, — сделали аналогичный вывод.
Сейчас, после консультаций со специалистом по профориентации и многочисленных бесед активно смотрим в сторону социологии или сферы HR.
Я хочу познакомить ее со своими коллегами, которые могли бы рассказать, какие задачи бывают у HR-специалистов, как они их решают, чтобы дочь поняла, цепляет ее это или нет.
Но здесь важно следующее.
Несмотря на то что мое вмешательство в процесс самоопределения достаточно глубоко, дочь должна рано или поздно сделать выбор профессии самостоятельно.
Право на ошибки
Мой третий ребенок, сын, тоже пока не понимает, чего хочет — но попросил не вмешиваться в его выбор. И как бы я ни хотела ему помочь, я уважаю его просьбу. При этом я всегда готова обсудить с ним тот или иной вопрос, если ему это нужно.
Мне трудно оставаться в стороне, когда я вижу, как он делает какие-то ошибки — например, при выборе предметов для сдачи ЕГЭ.
Но я понимаю, что мне необходимо дать ему пространство для совершения этих ошибок.
Мы с мужем тоже не сразу нашли свое призвание, нам потребовалось много лет и бесполезных экзаменов, чтобы понять, что мы оказались на своем месте и занимаемся работой, которая нас вдохновляет.
Поэтому в нашей семье нормально относятся к ошибкам и рассматривают их как часть жизненного пути.
Сын пока еще не определился, пойдет ли после школы учиться дальше или станет работать. Ему интересно предпринимательство, так что, возможно, он начнет какое-то свое дело.
И мы принимаем его выбор.
3 частых вопроса о выборе профессии для ребенка
• С какого возраста начинать разговаривать с ребенком о будущем?
Чем раньше, тем лучше. Я рекомендую начинать легкую детскую профориентацию даже с 4-5 лет.
С моим младшим сыном, пятилетним малышом, мы уже ходим в парки профессий — детям они интересны и подталкивают к разговору о профессии.
Мы также уже успели попробовать разные кружки, такие как, например, спорт, рисование, но его заинтересовала робототехника — значит, надо ему дать возможность развивать этот интерес в соответствующем кружке.
При этом я прекрасно понимаю, что совсем не обязательно эта сфера станет его будущей профессией.
• Что делать, если ребенок боится выбрать профессию и ошибиться?
Дайте ему понять — и осознайте сами — что выбор места учебы, выбор профессии и выбор будущего совсем не одно и то же. Человек может выучиться на геолога, поработать программистом и найти себя, став фитнес-тренером. Каких только жизненных путей не бывает.
Например, основатель KFC полковник Сандерс сменил несколько десятков профессий до того, как занялся ресторанным бизнесом в возрасте 40 лет, а настоящий успех к нему пришел только после 60 лет.
Я стараюсь ориентировать детей не на конкретные профессии, а на области, связанные с их интересами: естественные или гуманитарные науки, управление или общение с людьми.
В идеале они поступят в вуз на специальность, которая даст им компетенции, полезные в разных должностях.
Кроме этого, я стараюсь ориентировать детей на практическое знакомство с профессией задолго до поступления в университет. Методов много: стажировки, практика, дни открытых дверей, знакомства с коллегами и друзьями, которые могут рассказать о своей работе.
• Выбор профессии особенно тяжело дается трудным подросткам и воспитанникам интернатов. Как им помочь?
У меня богатый опыт в этом вопросе, поскольку фонд «Открывая горизонты» реализует программу «Поколение выбор» как раз для таких подростков. Мы приглашаем специалистов самых разных должностей, волонтеров, которые честно и беспристрастно рассказывают детям о своем профессиональном опыте.
Читайте также
Скептики думают, что подросткам из интернатов и трудных семей уже не помочь, их будущее предопределено: в лучшем случае они отучатся в одном из трех доступных им колледжей. Но на самом деле наша программа обучает подростков самостоятельно делать выбор — чтобы они были готовы его сделать, когда такая возможность появится.
Я бы посоветовала всем родителям, даже тем, которые уже решили, что сын или дочь «пойдет по их профессиональным стопам», научить своего ребенка выбирать или дать ему инструменты для будущего выбора.
Фото: Depositphotos