Опубликовано 11 июня 2020, 00:30

Работа с воспитанниками детского дома помогла мне лучше понять своих детей-подростков: колонка мамы

Мама четверых детей, двое из которых — приемные, рассказала, как найти подход к трудным подросткам.
Работа с воспитанниками детского дома помогла мне лучше понять своих детей-подростков: колонка мамы

© Depositphotos

Специально для «Летидора» статью подготовила Анна Семерикова (Орлова), генеральный директор благотворительного фонда для подрастающего поколения «Открывая Горизонты» при поддержке KFC. А также мама четверых детей: Алены (17 лет), Марка (17 лет), Лилии (16 лет), Матвея (5 лет). Двое подростков в семье — приемные.

Анна Семерикова

Анна Семерикова

Моя работа связана с частыми коммуникациями с воспитанниками детских домов. У детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, часто бывают обострены многие психологические проблемы. Они особенно тяжело переживают период взросления.

Взаимодействие с ними научило меня более внимательно относиться к проблемам собственных детей, которые тоже вошли или входят в достаточно турбулентную пору — переходный возраст.

Вот какие уроки из общения я вынесла.

Устанавливайте правила

Наличие правил, которым следуют и взрослые, и дети, обеспечивает ребенку чувство безопасности.

У воспитанников детских домов это чувство обычно нарушено, поэтому вся их жизнь подчинена строгому распорядку. Они также хорошо знакомы с системой поощрений и наказаний за то или иное поведение.

Вводите правила в семье, чтобы дети понимали сферу своей ответственности: необходимость уборки в комнате, выполнение домашнего задания, распоряжение карманными деньгами.

Например, в нашей семье действует система дежурств, которую мы разработали вместе с детьми и сделали правилом нашего дома. На видном месте вывешены инструкции, где четко прописано кто, что и когда делает по дому. Поэтому нам не приходится просить детей о мытье посуды или уборке игрушек, все знают правила и достаточно напомнить о них.

Давайте ребенку право контроля

Воспитанники детских домов учатся организаторским навыкам и ответственности с помощью заданий и проектов. Такими заданиями могут стать подготовка номера для отчетного концерта или помощь младшим детям с уроками.

Вашим детям тоже нужны проекты, которые они смогут «курировать» от начала до конца.

Например, когда мы собираемся в путешествия с детьми, они сами придумывают и разрабатывают экскурсионный маршрут: какие достопримечательности мы будем смотреть в городе, что нужно попробовать из местной еды, какие купить сувениры.

Однажды одна из дочерей даже сделала презентацию для всей семьи, которую показала перед путешествием.

Работа с воспитанниками детского дома помогла мне лучше понять своих детей-подростков: колонка мамы

© Depositphotos

Не заменяйте заботу и общение подарками

Любой волонтер знает — в детских домах дети больше нуждаются во внимании со стороны взрослого, чем в самых дорогих подарках от спонсоров.

В семье то же самое: похвала, прикосновения, разговоры по душам намного ценнее подарков.

Для действительно близких и доверительных отношений с ребенком нового смартфона за «пятерки» в аттестате недостаточно. А вот «правило 15 минут» помогает в этом гораздо лучше. Это когда вы 15 минут ежедневно общаетесь с вашим ребенком на те темы, которые интересны ему. Не про школу, не про уборку в комнате и не про то, сделаны ли уроки, а именно о том, о чем хочет поговорить ребенок.

А в качестве похвалы проведите с ним день вместе и предложите самому придумать, какими активностями вы с ним будете заниматься.

Учитесь доверять ребенку

Запреты плохо работают с любыми подростками — они вызывают у них желание нарушать дисциплину и конфликтовать. Вместо этого попробуйте дать ребенку свободу выбора в той или иной ситуации.

Например, отпуская его вечером на прогулку, вы можете озвучить свои страхи и сомнения, но при этом сказать, что вы доверяете его обещанию вернуться ровно в 10 домой.

Работа с воспитанниками детского дома помогла мне лучше понять своих детей-подростков: колонка мамы

© Depositphotos

Передавайте знания и жизненный опыт

Наш фонд уже несколько лет реализует программу «Поколение выбор». Воспитанники детских домов при поддержке волонтеров встречаются с представителями профессий из разных областей, которые рассказывают о тонкостях своей работы и помогают ребятам сделать выбор будущей специальности.

Вашему ребенку тоже нужна такая поддержка: больше рассказывайте о своей работе и решениях, которые приходится принимать, о потенциальных сложностях взрослой жизни, просите ваших друзей и знакомых рассказывать вашим детям о своей работе.

Помогут и тренинги, и онлайн-курсы, и тесты по профориентации.

Не ограничивайте социализацию

Любой родитель боится, что проблемный ребенок обязательно свяжется с плохой компанией.

Но этот страх не должен ограничивать нормальную социализацию ребенка, его общение с друзьями и сверстниками.

Даже в период самоизоляции уважайте и поддерживайте право ребенка на общение с друзьями через видео- и аудиозвонки.

Ребенку может быть полезен наставник

Программы нашего фонда предполагают, что у воспитанников детских домов появляются наставники. В семье в роли наставника могут выступать сами родители, бабушки, дедушки, друзья семьи.

Наставник — это человек, который может ответить на интересующие подростка вопросы. Чаще всего для детей в семье они становятся нужны, когда заходит речь о профессиональном самоопределении.

Идеальный вариант, если у ребенка появится наставник, работающий в той области, которая интересна ребенку.

Это человек, который может рассказать о своем профессиональном пути, о своих рабочих обязанностях, может даже показать свое рабочее место и предложить что-то сделать самому.

Моей дочери наставник помог определиться с будущей профессией и открыть в себе лидерские качества.

Работа с воспитанниками детского дома помогла мне лучше понять своих детей-подростков: колонка мамы

© Depositphotos

Наберитесь терпения

Проблемным детям требуется в 2-4 раза больше времени для социальной адаптации и усвоения новых навыков, чем обычным подросткам.

Даже простые вещи — начать обниматься или рассказывать про себя — для них могут оказаться сложными. Поэтому единственное, что можно сделать, это набраться терпения и ждать позитивных эффектов от воспитания.

Развивайте эмпатию и понимание

Дети, которые входят или уже вошли в переходный возраст, вне зависимости от того, есть ли у них родители, склонны к сопротивлению и даже грубости. Это их естественная защитная реакция, которая особенно характерна для подросткового возраста.

Не отвечайте агрессией на агрессию — говорите о том, что вам неприятно, но не наказывайте.

Старайтесь понять глубинные причины поведения вашего ребенка. Как только вы наладите доверие, грубость пройдет сама собой.

Фото: Depositphotos

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!