«Мы сменим много профессий, и в этом нет трагедии»: молодежь — о своем будущем
© Freepik.com
Подростки, которые одновременно увлекаются космосом и вышивкой крестиком, уже никого не удивляют. Однако взрослых по-прежнему беспокоит, насколько полезен такой разброс интересов и сможет ли в итоге подросток определиться с профессией.
Чтобы убедить родителей, что иметь множество увлечений (а потом — овладеть несколькими профессиями) — это нормально, мы поговорили со студентами и старшеклассниками, которые в свои молодые годы попробовали многое и считают, что это только помогло им в выборе жизненных ориентиров.
Мария Тишкова, 21 год
Достижения: финалистка направления «Редактирование генома» Олимпиады Кружкового движения НТИ, студентка СПбГУ
Увлечения: космическая медицина, волонтерство, выпечка
Мне всегда очень хотелось быть полезной людям. Еще в старших классах я стала волонтером на подстанции скорой помощи, где помогала медсестрам в самых простых вещах. Сейчас я хочу помогать космонавтам восстанавливать здоровье. Из-за того, что они долго находятся в невесомости и их конечности не имеют опоры, им требуется длительная реабилитация, особенно после долгих миссий.
Лаборатория, где я сейчас работаю, исследует эти изменения и помогает их скорректировать. Здесь встречаются наука и медицина, для меня важно работать на этом стыке.
С редактированием генома и медицинской помощью в чистом виде, наверное, дальше не сложится, но я рада, что этот опыт был.
Иначе как бы я поняла, что это интересно, но не 100% мое? В детстве я занималась рисованием, балетом, родители отправляли меня на все занятия, на какие было возможно. Рисование, например, очень помогает в биологии. Оно развивает пространственное мышление, это помогает понимать рисунки и схемы.
Я думаю, именно то, что в детстве мы попробовали массу занятий, уменьшило в нашем поколении страх пробовать новое. Мы легко рассматриваем вариант, что в нашей жизни будет минимум несколько разных профессий, и в этом нет ничего плохого или пугающего.
Еще мне кажется, что раньше поменять работу или место учебы было проблематичнее. А сейчас сделать и то, и другое гораздо легче.
Пока я сижу на самоизоляции, я пеку кексы. Это еще одно мое хобби, но оно чисто для души.
Валерия Перевозова, 22 года
Достижения: финалистка направления «Автоматизация бизнес-процессов» студенческого трека Олимпиады Кружкового движения НТИ
Увлечения: IT, рисование, изготовление креативных десертов
В школе у меня была большая проблема из-за того, что мне было интересно все и я не могла сосредоточиться на чем-то одном, понять, чем хочу заниматься по жизни. Я увлекалась росписью витражей и батиком, живописью, компьютерами, волейболом.
Кстати, декоративно-прикладное искусство помогает не только в смежных занятиях, например дизайне и веб-дизайне, но и в геометрии, в чисто технических дисциплинах.
Выбирая между архитектурой и программированием, я выбрала программирование исходя из двух соображений. Эта сфера показалась мне более перспективной, более нужной в будущем, во-первых, а во-вторых, все складывалось очень легко, шло как по маслу. Я сдавала экзамены один за другим, на моем пути не возникало никаких подводных камней, как будто кто-то специально делал так, чтобы мне ничего не мешало.
Мне кажется, ровный путь — это важно, это показатель того, что все идет как надо.
Из всего многообразия IT я хочу заниматься аналитикой, системной и технической документацией, моделированием.
Я считаю, что мы получаемся такими «мульти-ребятами» в том числе потому, что нам доступна любая информация. Мы можем узнать все, что захотим, о любом направлении, которое нам интересно.
Тот факт, что в детстве мы бежали с рисования на волейбол, тоже играет свою роль. Пробовать новое нестрашно.
Глеб Шаньшин, 16 лет
**Достижения:**двукратный победитель направления «Программная инженерия финансовых технологий», однократный победитель направлений «Большие данные и машинное обучение» и «Информационная безопасность» Олимпиады Кружкового движения НТИ
Увлечения: программирование, дизайн приложений и их презентация
Я был таким пятиклассником, который ходил с семиклассниками на курсы по Pascal. Очень сильно хотел научиться программированию.
Я старался и стараюсь участвовать в большинстве мероприятий, о которых узнаю.
Победы начались не с первого и не со второго раза, я очень спокойно к этому относился. И, мне кажется, наша мобильность и разнообразие увлечений связаны с тем, что победа была не главным, а главным было получить хорошие впечатления, новый опыт, узнать новых людей.
Если бы нас настраивали только на победу, страх неудачи был бы сильнее желания узнать о мире что-то новое.
Еще очень помогали родители, они всегда старались поддерживать все мои увлечения, даже сейчас, когда я готовлюсь к ЕГЭ, дают рекомендации дружеским, а не строгим тоном.
Я считаю очень важным, чтобы ребенка не заставляли менять интересы после нескольких неудач, не говорили ему: «Это не твое! Займись другим!»
Ничего не приходит сразу, опыт нарабатывается месяцами, а иногда годами. Менять занятие нужно, когда оно тебе неинтересно.
А еще очень важно понимать, что школа, особенно в старших классах, пытается дать излишние объемы информации, впихнуть в ребят все, что только можно.
Нашему поколению очень легко найти любую информацию и работать с ней. Думаю, что в будущем появятся ресурсы, позволяющие работать с источниками информации еще более эффективно.
То, что у нас много разных интересов, точно поможет в работе. Например, мне и сейчас понятно, что общаться с другими ребятами, если у них есть понимание, как решать проблемы на стыках разных дисциплин, гораздо проще.
Мир абсолютно непредсказуем, особенно сейчас. Нельзя просто взять и решить: «Я хочу заниматься этой областью всю жизнь». Так не получится.
Откуда взялись «мульти-дети»
Как сформировалось поколение «мульти-детей», которые умеют редактировать геном, при этом занимаются космической медициной и пекут торты, мы попросили рассказать человека, который ежедневно общается с этими ребятами — координатора студенческого трека Олимпиады Кружкового движения НТИ Викторию Дежневу.
1. Поколение современных студентов, которые пару лет назад были школьниками, по-хорошему меркантильно. Деньги для них — это возможности их будущих детей, качество жизни их родителей, которых тоже надо будет обеспечивать. Они адаптивны. Открыто говорят, что если у них не получится стать пловцами, например, потому что, не дай бог, им оторвет руку, они смогут программировать. Пусть и одной рукой.
2. Эти ребята привыкли путешествовать с очень раннего возраста. Они понимают, что в разных странах возможен спрос на разные профессии. Так что умение печь торты, писать коды, фотографировать может стать их заработком, если они захотят не просто отправиться в туристическую поездку, а остаться за границей на более долгое время.
3. Им важно быть в центре внимания и видеть результаты от своей работы. Это также способствует их саморазвитию в нескольких сферах. Один из участников олимпиады, будучи студентом, готовил школьников ко всевозможным соревнованиям и получал огромный заряд энергии, когда дети побеждали и бежали благодарить его. При этом ему было абсолютно неважно, чтобы благодарность и похвала шла от кого-то, кроме детей.
Тем не менее это тоже желание внимания и заметности результатов своей работы.
-
Многообразие и доступность информации, которая есть у нас последние 7-10 лет, тоже сделали свое дело. Современные молодые люди ловко ориентируются в информационных потоках, умеют в них лавировать, извлекать из информации суть и использовать ее. У них больше возможностей узнать и попробовать что-то новое.
-
Они понимают, что работать на «непрестижной» работе или менять работу регулярно нестыдно. Менять сферы деятельности для них значит расти!
Если несколько поколений людей в нашей стране могли гордиться тем, что отработали 25 лет на одном заводе, то современные школьники и студенты рассуждают совершенно иначе. Для них 25 лет работы на одном месте означают, что их больше никуда не позвали и они держались за единственное рабочее место долгие годы, не учились новому, а значит, не росли.
Конечно, большинству из них хочется получить современную профессию, которая будет востребована.
Но никакой драмы, а тем более трагедии, если в кризис им придется переквалифицироваться из IT-специалиста в кондитера, нет.
Чего нельзя сказать о поколении их родителей, бабушек и дедушек, которым такие переходы давались очень непросто.
6. У современной молодежи отсутствует необходимость зарабатывать на кусок хлеба. Сейчас я говорю о той части ребят, которым родители смогли обеспечить возможность не работать, а счастливо проживать студенческие годы, учась на дневном отделении.
Понятно, что когда человек свободен от материальных обязательств перед семьей, он может свободнее осваивать разные профессии, навыки и технологии.
Я знаю многих детей, которые посещали драмкружок, кружок по фото, «за кружок по рисованию тоже все голосовали». Действительно, есть немало примеров, когда в таких ситуациях у них происходила расфокусировка внимания и выбрать одно направление было непросто. Но эти примеры, скорее, относятся к прошлому.
Современные студенты понимают, чем они хотят заниматься в первую очередь, что будут делать, если выбранное дело не пойдет.
Мне кажется, что у них есть много запасных вариантов. Это очень правильно и очень круто, потому что такие ребята не пропадут, и родителям надо только радоваться, если в их семье растет именно такой ребенок!
Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ, Depositphotos, Freepik