Если учеба — это домашние задания, то зачем ходить в школу: колонка многодетного отца
В каких случаях стоит переводить ребенка на семейный формат обучения? А когда лучше оставить ученика за партой в школе?
На эти вопросы, исходя из своего опыта, «Летидору» ответил Денис Собур — кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией, преподаватель.
Денис вместе с женой воспитывает четырех дочерей, две из которых учатся в онлайн-школе, третья получает образование в обычной школе, а четвертая пока еще ходит в детский сад.
Моя старшая дочь пошла в обычную подмосковную школу. Домашние задания в 1 классе запрещены законом, так что их и не было, а еще можно было спокойно пропускать школу на больничных и не спрашивать, что задавали на дом.
Во 2 классе ситуация изменилась: появились домашние задания, словарные диктанты и многое другое. После работы я возвращался домой, сменял жену и доделывал с ребенком уроки. Нередко мы засиживались до 22–23 часов. В день на домашние задания уходило по 2–3 часа родительского времени.
И да, у нас была хорошая учительница, а ребенок был подготовлен к школе.
Но даже в хороших условиях школа не давала знаний, а просто проверяла, как мы обучили дочку, делая с ней домашние задания.
И становилось непонятно, зачем она проводит в школе по 5–6 часов ежедневно.
Если цель — знания, то школа их практически не дает. Если цель — аттестат, то времени на него тратится слишком много. Мы не можем заставить школу отказаться от домашних заданий. Но если вся учеба происходит во время выполнения домашки, то, может, стоит отказаться от посещения школы?
Почему две наши дочери «сбежали» из обычной школы
В середине 2 класса мы перевели дочь в онлайн-школу «ИнтернетУрок». Нашей целью было уменьшить то время, которое ребенок тратит на освоение школьной программы. И это удалось. Время выполнения домашних заданий осталось примерно тем же, только мы могли делать его в удобное время, а не сидеть каждый день с сонным ребенком до позднего вечера.
При этом у дочери полностью освободилась первая половина дня.
На протяжении полугода для адаптации мы не трогали это время. Со следующего года мы начали заполнять его различным кружками. Заниматься с учителем в небольшой группе явно интереснее и полезнее, чем скучать в классе на 35 человек.
Сейчас старшая дочь учится в 5 классе, посещает семь различных кружков.
Про обычную школу мы вспоминаем только в качестве бабайки, к которой отправим ее, если она наконец не займется уроками. Кстати, более-менее самостоятельно она смогла учиться только к концу четвертого класса. До этого все равно нужно было с ней сидеть, когда она делала уроки. Сейчас она большую часть заданий делает сама, усилия требуются только для того, чтобы посадить ее заниматься.
Когда вторая дочь пошла в школу, ситуация повторилась.
Учитывая пример старшей дочери, мы за год до школы начали учить с ней английский язык, заранее освоили программу по математике до середины 2 класса. Но и учительница оказалась более требовательной, появились домашние задания в 1 классе, и ребенок снова оказался загружен учебой.
Способ решения задачи был известен. Она закрыла первую четверть 2 класса на четверки, и мы перевели ее в ту же онлайн-школу, что и старшую дочь.
Почему третья дочь осталась в обычной школе
Я думал, что и с третьей дочерью ситуация повторится. И ошибся.
Ей очень повезло с учительницей — она действительно учит детей, и ребенок узнает в школе новое. Объем домашних заданий весьма разумный. Да, это требует родительского времени, но мы видим и результат. А на выходные и каникулы ей ничего не задают.
Хотя нет, на зимние каникулы ребенку задание все-таки дали: «слепить снеговика, поиграть с родителями в снежки, покататься на лыжах и санках». Делать нечего, пришлось выполнять домашнее задание вместе с детьми.
От такой учительницы забрать ребенка рука не поднялась.
Читайте также
Хотя я терпеть не могу вставать рано утром и отвозить ребенка в школу, но в этом случае пришлось смириться. Дочь осталась в своей школе, хотя тоже просится на домашнее, как старшие сестры. Но в школу она ходит с интересом и удовольствием.
Скорее всего, к вопросу об ее обучении онлайн мы вернемся не раньше 5 класса.
Четвертая дочь пока ходит в частный детский сад, и мы также предоставим ей право выбора — оставаться в школе или перейти на семейное образование.
Почему мы выбрали для детей именно онлайн-школу
У каждого ребенка своя ситуация. Нет универсального рецепта, который подойдет всем. Поэтому и выбор школы для ребенка я советую начать с постановки целей. Традиционная школа решает свои задачи. Иногда они совпадают с задачами родителей, иногда — не очень.
Если вашу семью не устраивает обычная традиционная школа, можно искать другие варианты.
Кто-то выберет частную школу: профессиональную или семейную, возникшую из объединения родителей. Это хороший вариант, дети учатся в малой группе с интересными преподавателями. Но и стоимость такого обучения не всем доступна.
Другие родители предпочтут семейное обучение и будут с удовольствием сами заниматься с ребенком. Сейчас есть хорошие учебные программы, предназначенные именно для семейного образования.
Третьим подойдут онлайн-школы.
По моему опыту, онлайн-школа — это промежуточный вариант между семейным образованием и частной школой.
С одной стороны, родителю не приходится заниматься составлением учебной программы и вопросами аттестации. Это гораздо удобнее, чем самим следить за изменениями в школьной программе или уговаривать учителей в обычной школе принять аттестацию у ребенка. По закону, разумеется, они обязаны это сделать. Но учителя в школе перегружены, и «семейники» для них — лишняя головная боль.
С другой стороны, онлайн-школы позволяют самим родителям выставлять приоритеты в образовании. Здесь нет необходимости обязательно отсидеть все положенные уроки. Главное, чтобы ребенок выполнил положенные по программе задания.
К тому же школа берет на себя вопросы проверки этих заданий, а значит, избавляет от обвинений со стороны ребенка в необъективности.
Как выбрать лучшую онлайн-школу для ребенка
Не существует идеальной онлайн-школы. У каждой свои плюсы и минусы. Для нас большой плюс, что в нашей школе задания проверяют живые учителя, имеющие опыт работы в школе.
Так ребенок не отрывается от школьных требований и при желании сможет туда вернуться.
А наши друзья выбрали другую онлайн-школу. Для них важно, чтобы у детей были онлайн-уроки, возможность общаться с учителем и группой в прямом эфире. При этом их устраивает, что обязательное домашнее задание сводится к выполнению тестов с автоматической проверкой. Нам, наоборот, это не подходит.
Умение оформлять решения традиционным способом — один из навыков, который пригодится при сдаче ЕГЭ.
В родительском чате нашей онлайн-школы есть родители, которые ею очень довольны. А есть и такие, кто попробовал и решил вернуть ребенка в обычную школу, ведь когда школьник целый день находится дома — это тоже непросто.
Есть те, кто перешел в нашу онлайн-школу из другой, и им понравилось — есть и противоположные примеры.
Прекрасно, что мы сегодня имеем возможность выбирать и искать наилучший вариант.
Я рад, что мои старшие дочери учатся в онлайн-школе. И я рад, что третья дочь учится в обычной школе у хорошего учителя.
Через год младшая дочь пойдет в 1 класс обычной школы. У нее там будет первая учительница, одноклассники, букет цветов, посвящение в первоклассники. А потом мы с супругой посмотрим на ситуацию и будем решать, какое образование лучше подойдет именно ей.
И замечательно, что этот выбор у нас есть.
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!