Опубликовано 09 сентября 2019, 00:30

Надо ли контролировать выполнение домашней работы в начальной школе

Или пусть ребенок учится быть самостоятельным прямо с первого класса? Послушаем опытную маму двоих детей.
Надо ли контролировать выполнение домашней работы в начальной школе

© VOSTOCK

Нужен ли контроль выполнения домашних заданий младшеклассником? Однозначно, нужен! Так считает Инна Дорохова, читательница «Летидора» и мама Арсения и Мирославы.

Инна Дорохова

Инна Дорохова

И речь идет не о таком контроле, как «Ты уроки сделал? А ну-ка, покажи!» Скорее нужны наставничество и помощь.

Восклицания некоторых родителей, что им с первого класса никто с уроками не помогал, тут неуместны. Да, времена нынче уже не те, в нашу жизнь пришли новые реалии и опасности, от которых мы, родители, стараемся оградить своих детей, постоянно находясь рядом. В результате чего к семи годам они не могут похвастаться той же степенью самостоятельности, как мы в их возрасте.

В городах, особенно крупных, дети самостоятельно не гуляют во дворе, не имеют навыков открывать-закрывать входную дверь, не могут сами подогреть себе еду на плите, не чувствуют времени.

При этом наши дети уже в семилетнем возрасте быстрее нас найдут и скачают нужную программу на компьютере или телефоне, что-то скопируют на флешку, сумеют настроить нужный канал на телевизоре.

Это не хорошо и не плохо, это факт.

И этому разбирающемуся в гаджетах и не умеющему завязывать шнурки человечку надо помочь в начальной школе приобрести некоторые навыки для лучшей адаптации к школьной жизни. А для их приобретения без помощи и контроля взрослых никак не обойтись.

Надо ли контролировать выполнение домашней работы в начальной школе

© VOSTOCK

Помогать ли ребенку с домашним заданием

После школы нужно немного отдохнуть и после — садиться выполнять домашнее задание. Не настаивайте, но посоветуйте выполнять сначала сложные предметы, например математику или русский язык. Аргументируйте свое предложение, объясните, что к вечеру человек устает, и мозг думает не так быстро, поэтому, чтобы хорошо решить задачу по математике, лучше начать выполнять домашнее задание именно с нее. А творческие задания — что-то нарисовать, разукрасить, приклеить, можно оставить напоследок.

Обязательно поинтересуйтесь, нужна ли ребенку ваша помощь при выполнении домашнего задания.

Если помощь не нужна и вы чувствуете, что ребенок все сделает сам, предоставьте ему возможность самому сделать домашнее задание, не стойте у него над душой, не дышите в затылок.

Ну а если трудности все же возникли, предложите помощь.

Ни в коем случае не надо понукать и стыдить «Эх ты, что же ты не справился с такой простой задачей!». Такие фразы понижают самооценку и вселяют неуверенность в собственных силах.

Попросите ребенка показать вам выполненное им домашнее задание. Можно как-нибудь аргументировать: «Мне очень нравится, как ты пишешь!» или

«Мы в школе по-другому оформляли задачи, покажи, как это делаете вы!»

Когда мой сын учился в первом классе, я ему рассказала, что цифру 8 и 9 меня учили писать совсем иначе. Сын об этом знал и частенько, показывая свои тетрадки по математике, даже с некоторой гордостью заявлял: «А я вот по-другому пишу восьмерку!»

Почему так важно хвалить ребенка и хорошо выполнять домашнее задание

Я считаю, что делать уроки, особенно в младшей школе, нужно хорошо, потому что хорошо выполненное задание подстегивает ребенка активно работать на уроке на следующий день. За это задание он получит хорошую оценку, похвалу от родителей и… желание сделать следующее задание так же на «отлично». Вот таким нехитрым способом в ребенка постепенно вселяется уверенность, что он все сможет и у него все получится. Ведь когда что-то получается, человек получает удовлетворение от того, что он делает, ему это начинает нравиться!

После того, как вы посмотрите выполненное задание, обязательно похвалите ребенка. Он старался!

Даже если нужно что-то исправить, сначала одобрите его труд, а потом предложите немного доработать.

Это мы, родители, знаем, что ученье — свет, а неученье — тьма. Глубину и мудрость этой пословицы человек осознает многим позже, поэтому, если ваш первоклассник старается делать уроки, то делает он это для вас, чтобы вас порадовать, чтобы получить ваше одобрение. Так не скупитесь же на добрые слова для своего ребенка!

Надо ли контролировать выполнение домашней работы в начальной школе

© VOSTOCK

Складываем портфель

Сразу после того, как ребенок сделал все уроки, предложите ему сложить учебники в портфель на завтра. Поделитесь своим опытом, например, как вы что-то важное забывали дома или как утром впопыхах складывали сумку.

Первое время обязательно собирайте портфель вместе.

Со временем у ребенка должна выработаться привычка складывать портфель с вечера. Но все же контролировать, не забыл ли он положить свежую футболку для физкультуры или ножницы для урока труда, вам придется еще долго.

Ребенок может просто отвлечься и забыть или чего-то не найти. И ваша родительская обязанность — посмотреть расписание и проконтролировать ребенка простым вопросом: «У тебя завтра урок труда. У нас есть все необходимое для занятия? Ты это уже положил в рюкзак?»

Учим ребенка тайм-менеджменту и чувству времени

Если ребенок еще не разбирается во времени и не умеет его определять по часам, очень важно приобрести этот навык в первом классе.

Нужно, чтобы ребенок понимал, сколько времени у него занимает выполнение домашнего задания, прогулка, тренировка, занятия музыкой и так далее.

Постепенно он научится планировать и распределять свое время на те или иные занятия. И без помощи взрослого тут не обойтись, поэтому засекайте вместе время, делайте расчеты по времени на то или иное занятие, играйте «кто быстрее» (например, приготовит постель ко сну или оденется на прогулку). Своему сыну мы подарили на первое сентября в первом классе наручные часы. В первых классах он боялся потерять их в школе, поэтому они всегда лежали у него дома на парте, но с 4 класса и до сих пор он носит их — вот уже пятый год. Именно благодаря своим часам он с первого класса знал, хватит ли ему времени на просмотр мультиков, если он будет делать домашку 2 или 4 часа.

Задача родителей состоит в подготовке ребенка к некоторой самостоятельности, нужно заложить основы самоорганизации и ответственности.

Приобретение этих навыков без контроля и помощи родителей невозможно.

И сделать это надо успеть в начальной школе, потому что потом будет в разы сложнее.

Фото: VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!