В чем секрет счастливого ребенка: 5 простых правил для родителей
Именно они помогают детям расти жизнерадостными© Depositphotos
О том, как растить своего ребенка счастливым человеком, «Летидору» рассказала Виктория Кисс (@vika.n.kiss), психолог, специалист по семейным и детско-родительским отношениям, преподаватель «Высшей школы практической психологии и бизнеса», член Союза психологов-консультантов и психотерапевтов, автор книги «Соавторы счастья» и популярной игры «Хорошая история».
Оскар Уальд говорил: «Лучший способ сделать детей хорошими, это сделать их счастливыми». Однако так уж бывает, что мы, родители, в своем стремлении дать ребенку лучшее, иногда забываем о самых простых вещах, которые делают наших детей счастливыми.
Вот они – эти золотые правила счастья, о которых мы все интуитивно знаем с самого детства, но почему-то далеко не всегда их придерживаемся.
Правило №1. Начните с себя: научитесь быть счастливыми
Начать с себя – универсальное правило, работающее всегда и везде, в том числе и в вопросах счастья.
«Счастлив родитель – счастлив ребенок»,
– избитая фраза, которая, тем не менее, не теряет своей актуальности.
Психологический климат в семье, где есть любовь и уважение, где взрослые увлечены любимым делом и радуются общению с близкими, существенно отличается от климата в семье, в которой родители находятся в хроническом состоянии жертвы, а при общении используют жалобы и обвинения.
Атмосфера и модель отношения к жизни, которые ребенок перенимает у взрослых, прямым образом влияют на его уровень счастья.
Поэтому мамам и папам важно сосредоточиться на собственном ощущении счастья, радости и самореализации – хотя бы ради своих детей.
Правило №2. Используйте метод «зеленых чернил»
Такое название получил эксперимент, проведенный психологами с двумя группами школьников.
В одном классе учитель, проверяя работы ребят, подчеркивал их ошибки красными чернилами. А в другом отмечал зелеными то, что было сделано верно. Уже через месяц успеваемость первой группы заметно ухудшилась, а результаты второй стали значительно лучше.
Прямо пропорционально изменилось и эмоциональное состояние большинства ребят.
Всех нас со школьной скамьи учили концентрироваться на своих ошибках, а не на достижениях, поэтому большинство родителей привычно подчеркивают промахи ребенка (да и свои тоже). Подчас они забывают или не считают нужным отмечать удачи детей, принимая их как должное.
Такой подход лишает ребенка радости и занижает его самооценку.
Каждому родителю важно осознать, какого цвета «чернила» он применяет к жизни своих детей.
Чтобы это понять, достаточно в течение дня фиксировать все свои комментарии в адрес ребенка – как «красные», так и «зеленые». А затем сознательно увеличивать объем «зеленых чернил» в вашем общении.
Правило №3. Благодарите ребенка
«Ты ничего не забыл? А волшебное слово?» – мы учим детей быть благодарными за конфету, подарок, услугу. Но спросите себя, как часто вы сами говорите «спасибо» своему ребенку?
Не только за его слова или поступки, но и просто за то, что он у вас есть.
Силу благодарности сложно переоценить, ведь это не просто проявление вежливости, это настоящий золотой ключик к счастью. Когда мы произносим слова благодарности, мы концентрируемся на том хорошем, что есть в нашей жизни, и от этого чувствуем себя более счастливыми.
Когда мы благодарим ребенка, мы повышаем его уровень значимости, удовлетворяем его потребность в принятии и признании, делая намного счастливее и его, и себя.
Правило №4. Внимательно слушайте ребенка
«Счастье, это когда тебя понимают!» – эту фразу из замечательного фильма «Доживем до понедельника» можно продолжить так: «А понимают, когда внимательно слушают!»
Желание быть услышанным и понятым – глубинная потребность каждого человека и в первую очередь — ребенка.
Часто родителям кажется, что они внимательно слушают своих детей, однако на поверку выходит, что слушают они их автоматически, продолжая заниматься своими повседневными делами.
Часто общение происходит в тот момент, когда, например, папа смотрит новости, а мама готовит ужин. Шансы ребенка донести до них что-то в этот момент стремятся к нулю из-за того, что внимание родителей рассеяно, а не сосредоточено на ребенке. Они вроде слушают и даже могут повторить сказанное слово в слово, но в этот момент у них включено так называемое избирательное слушание, отсекающее всю ненужную информацию.
Часто этой «ненужной» информацией становятся не только слова, но и, что еще хуже, чувства ребенка. И это лишает его счастья быть услышанным и понятым.
Карл Роджерс, основатель клиент-центрированной психотерапии, предлагал своим клиентам во время разговора провести такой короткий эксперимент: «Остановите на миг свой диалог и установите правило: каждый может высказаться за себя только после того, как он тщательно озвучит идеи и чувства собеседника, причем так, что тот останется доволен».
Попробуйте провести такой эксперимент со своим ребенком, и вы ощутите, какое это счастье, когда ты понимаешь и тебя понимают!
Правило №5. Извиняйтесь перед ребенком, если неправы
Есть родители, которые убеждены, что просить прощения у ребенка нельзя, потому что так они проявляют слабость и потеряют свой родительский авторитет.
Это в корне неверно, ведь таким образом родитель транслирует ребенку, что Я (родитель) всегда прав, а ТЫ (ребенок) в любой ситуации виноват. Такая позиция не вызывает у ребенка ничего, кроме чувства вины, злости и раздражения на родителя, а это, согласитесь, не имеет ничего общего ни с уважением, без которого не мыслим авторитет, ни со счастьем.
Когда мама или папа просит у ребенка прощения, в детской душе пробуждается чувство справедливости и собственной ценности.
Ведь для него слова «Прости меня!» из уст родителя равносильны «Я люблю тебя! Мне важны твои чувства!», и это само по себе для ребенка огромное счастье.
Фото: Depositphotos