Опубликовано 02 апреля 2021, 10:30
8 мин.

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

Узнайте о распространенных заблуждениях при воспитании младшеклассников.
Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Depositphotos

Известно, что подход к воспитанию зависит от возраста ребенка. Мы решили подготовить цикл статьей про ошибки, которые мамы и папы допускают при воспитании детей от рождения до совершеннолетия.

В первой части мы рассказывали о заблуждениях и промахах в первые три года после рождения малыша. А во второй – предостерегли от ошибок при воспитании дошкольников – детей в возрасте от 4 до 7 лет.

А прямо сейчас мы расскажем вам о том, как не надо воспитывать школьников (от 7 до 10 лет), которые еще не вступили в переходный возраст.

Ты должен быть первым (мы вырастим победителя!)

К школьному возрасту ребенок сталкивается с разными страхами, один из которых – страх быть непризнанным. Первоклассников пугают неудачи и проигрыши, и это не случайно.

Дело в том, что во многих школах сейчас присутствует атмосфера конкуренции. А потом ребенок приходит домой и слышит нечто подобное уже от близких людей: «Ты же читаешь быстрее всех в классе, правда?», «Я помогу тебе с рисунком, чтобы ты занял первое место на художественном конкурсе!»

Увы, человек не сможет выигрывать постоянно всю свою жизнь.

Именно сейчас научите своего ребенка достойно проигрывать – не упустите момент!

Как объясняет знаменитый российский психолог Людмила Петрановская, это умение не даст младшекласснику сломаться в будущем.

Когда ребенок станет старше, его победы подарят ему преимущества, а в случае проигрыша (их будет немало) у него должна быть внутренняя опора, которая поможет ему справиться с неудачей.

Поэтому учите ребенка не корпеть над учебниками только ради хороших оценок, а получать удовольствие от новых знаний.

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Freepik.com

Началась школа – больше никаких игр

Поступление в школу – это очень значимое событие для ребенка. Но первокласснику хочется отдыхать, играть и смотреть мультфильмы так же, как и год назад. Работающие родители ведь не лишают себя досуга, а школа для ребенка – это та же работа.

И самое главное – сейчас развитие ребенка активно продолжается в самом обычном мире: дома, на улице, в парке.

Порой ролевые игры с друзьями оказываются для развития куда полезнее, чем выполнение школьного задания по шаблону.

А запугивания «Теперь у тебя нет времени на всякие глупости!» приведут только к тому, что новоиспеченный ученик возненавидит школу и будет жить в нескончаемой тревоге.

Мы закончили полугодие на отлично

Время, когда мама говорила «мы заболели», «мы выпачкались», «мы научились ходить на горшок» должно уйти окончательно и бесповоротно вместе с тем самым горшком.

Ребенок – это отдельная личность.

Особенно сейчас, когда сын или дочь уже ходит в школу и ведет там свою социальную жизнь – без вашего непосредственного участия. У школьника должна быть своя собственная зона ответственности.

Так что лучше забыть про фразы «Нас сегодня не будет на первом уроке». Вместо «нас» теперь есть «сын» или «дочь».

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Freepik.com

Если я не буду делать уроки вместе с ребенком, он станет двоечником

Многие мамы так привыкли мастерить поделки в детский сад, что не могут остановиться, когда ребенок становится школьником.

Вместо того, чтобы решать за ребенка задачки, лучше выяснить, почему он не справляется с ними самостоятельно.

Может быть, потому что привык к постоянному участию родителей во всех его делах?

Если же ребенок занимается домашним заданием сам, не следует, подобно ангелу, стоять у него за плечами и оберегать от ошибок. Это лишь отобьет у школьника мотивацию учиться.

Чтобы дети умели принимать решения и нести за них ответственность, им необходимо позволять проявлять самостоятельность уже в младших классах.

Пусть делает уроки, как хочет (мы заняты!)

Родительское равнодушие к выполнению домашних заданий так же вредно, как и навязчивое участие в нем.

Интересоваться у ребенка, как он справляется с уроками, очень важно.

Особенно когда речь идет о первоклассниках, и у ребенка еще не сформировалась привычка следить за своим графиком.

В случае трудностей нужно предложить свою помощь – подсказать, направить, объяснить, но не делать уроки вместо ребенка.

Младшеклассник нуждается не в диктаторстве и не в услужении, а в наставничестве.

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Freepik.com

Мне не нравится эта учительница

Ни в коем случае нельзя произносить такие фразы в присутствии ребенка. Иначе он решит, что раз вам не нравится педагог, то и для него он не авторитет – незачем тогда сидеть на уроках и выполнять домашние задания.

Чтобы школьник хотел учиться, он должен уважать своего учителя.

О том, как выбрать первого учителя для ребенка и попасть к нему в класс, читайте в статье на «Летидоре».

Это ты писал или курица лапой выводила?

Некоторые родители искренне считают, что критика помогают ребенку взяться за ум и исправиться. И это огромное заблуждение!

Если говорить школьнику: «У тебя в комнате бардак! Живешь, как свинья, скоро захрюкаешь!», он не побежит за веником, а подумает: «Я похож на свинью, я плохой».

От родителей мы получаем некую базу для самооценки, основанную на реакциях родных.

предупреждает Людмила Петрановская и советует, как не погубить детскую самооценку.

Поэтому отнеситесь к критике серьезно и оценивайте конкретный поступок, а не личность ребенка.

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Depositphotos

Не буду хвалить ребенка, боюсь сглазить

Многим родителям присуще так называемое «магическое мышление». Мамы и папы боятся перехвалить детей, поэтому часто не отмечают его первые маленькие успехи в учебе.

И напрасно!

К 7 годам дети уже умеют жить образами, сравнениями и символами.

Младшеклассника легко ранить не только словами, но и молчанием.

Например, в первом классе нет оценок, но есть важное мотивирующее слово – «молодец». Если ребенок не слышит фраз одобрения от родителей, он начинает считать, что не справился с заданием. Поэтому у детей, заслуги которых остаются незамеченными, часто пропадает мотивация к учебе и падает самооценка.

Поэтому обязательно хвалите детей, но делайте это правильно (тут тоже легко оступиться!). Как научиться отмечать достижения ребенка, а не оценивать его самого – читайте в статье на «Летидоре».

Опять двойка? Ты наказан!

Плохая оценка – это сигнал, что ребенку нужна ваша помощь. А что будет, если наказывать человека, который нуждается в поддержке?

Возможно, школьник пропустил важную тему и не знает, как наверстать. А учитель не нашел с ним общий язык. Не забываем и о дислексии – незнание этой особенности может погубить будущее даже одаренному ребенку.

Нужно спокойно выяснить причину неуспеваемости и вместе подумать, как решить эту проблему.

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Depositphotos

А Маша и Глеб лучше тебя считают

Примерно с пяти лет дети начинают принимать близко к сердцу сравнения, в которых находятся в невыгодном положении.

В школе ребенок начинает сталкиваться со сравнениями чаще и чаще. А тут родители узнают, что Глеб лучше всех в классе считает, Маша уже умеет умножать в уме, и пытаются простимулировать сравнениями своего школьника.

Ничего хорошего из этого не выйдет!

«Лучше сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним же вчерашним. Когда сегодня ты умеешь больше, чем вчера, то это и есть прогресс»,

– советует Людмила Петрановская.

Да ладно… Зато уже весна наступила!

Позитивное мышление – это, конечно, очень хорошо. Но не стоит путать его с фальшивым оптимизмом, который сейчас стал так популярен.

Младшеклассник в отличие от малышей уже многое понимает. Но в отличие от подростков еще не имеет уверенного критического мышления.

Поэтому если ребенок видит, что в семье тяжелая обстановка, а родители ему говорят «Зато посмотри, какая хорошая погода сегодня!», в его психике происходит подмена реальности – в будущем это состояние может привести к различным зависимостям.

Ты давай садись, а я могу постоять

Порой в транспорте можно увидеть следующую картину: уставшая мама усаживает школьника на единственное свободное место, а сама продолжает стоять, балансируя с тяжелыми сумками.

В том, что ребенок сидит в то время, как его родители стоят, нет ничего криминального. Однако очень важно меняться ролями, чтобы у школьника формировалась эмпатия.

«Ты хорошо себя чувствуешь? А я сегодня устала, хочу присесть»,

– такая фраза поможет ребенку посмотреть на ситуацию вашими глазами.

В этом возрасте дети уже умеют ставить себя на место других, но по-прежнему нуждаются в ваших подсказках.

Вообще первые социальные обязанности у ребенка проявляют еще до школы. А к 7 годам ребенок уже может понимать, что уступить место в транспорте бабушке – это проявление уважения и готовности помочь.

К 10 годам такому ребенку уже не потребуются ваши подсказки – он будет сам замечать и вашу усталость, и бабушку, которой тяжело стоять в автобусе.

Ошибки родителей (часть 3): как не надо воспитывать детей от 7 до 10 лет

© Depositphotos

Да разве он может сам хорошо помыться?

Ребенок способен мыться полностью сам уже в старшем дошкольном возрасте – примерно с 5 лет. Но многие мамы водят детей в душ вплоть до первого класса, а некоторые продолжают это делать и в школе.

К 7 годам ребенок в силах полностью мыть себя в ванной самостоятельно.

Это время, когда ваша помощь в ванной становится неуместна, в противном случае у ребенка не формируются личные границы.

Разумеется, речь не идет о случаях, когда ребенок плохо себя чувствует или по состоянию физического развития не может справиться с водными процедурами сам.

Помощь мамы также может потребоваться девочкам с длинными волосами, которые во время мытья могут запутываться.

Какое еще сексуальное воспитание? Маленький еще!

Согласно статистике, чаще всего сексуальному насилию подвергаются дети, с которыми не говорили о сексе.

Замалчивание этой темы приводит к тому, что и девочки, и мальчики считают ее стыдной и необсуждаемой – идеальная атмосфера для сексуального обхаживания и совращения.

«Ребенок должен быть уверен, что в любой ситуации, даже самой неприятной и стыдной для него, он может прийти к маме и поделиться с ней своими страхами, рассказать о недопустимом поведении взрослого»,

советует детский психолог.

Если вы еще не рассказали своему ребенку об интимных частях тела и что до них нельзя дотрагиваться другим людям, поторопитесь его проинформировать! В подростковом возрасте разговоры о сексе будут уже совсем другими, но об этом в нашей следующей статье.

Фото: Depositphotos, Freepik.com

Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!