Ошибки родителей (часть 2): как не надо воспитывать детей от 4 до 7 лет
© Depositphotos
Редакция «Летидора» подготовила цикл статьей про самые распространенные ошибки, которые родители допускают при воспитании детей от рождения до совершеннолетия.
В нашей первой статье мы рассмотрели заблуждения и промахи в первые три года после рождения малыша.
Сегодня мы расскажем о том, как не надо воспитывать дошкольников – детей от 4 до 7 лет.
Ревешь, как маленький (-ая)!
Если к плачу трехлетки принято относиться с пониманием («маленький еще!»), то, по мнению многих взрослых, слезы детей постарше – это проявление невоспитанности и слабохарактерности.
«Такая большая, а ревешь, как корова!», «Не плачь, как девчонка!» – с помощью запретов на эмоции мамы и папы пытаются воспитать «сильных женщин» и «настоящих мужчин». Но в итоге вырастают люди со слабым эмоциональным интеллектом, которые не умеют понимать и выражать свои чувства, а также распознавать чужие. Стоит ли в будущем рассчитывать на их чуткость и сострадание?
Требовать от ребенка подавлять свои эмоции – одна из самых грубых ошибок родителей.
Испытывать различные чувства и проявлять эмоции – это нормально не только для ребенка, но и для взрослого. Чего не скажешь о поверхностных эмоциональных реакциях, которые могут оказаться проявлением психопатии.
Так что главная задача родителей – научить ребенка понимать и принимать свои чувства, а также сдерживать бурные эмоции там, где это неуместно. И не стоит забывать, что эта способность совершенствуется с возрастом.
Опять на улице с кем-нибудь подерется – пусть лучше дома конструктор собирает
Время, когда малыша в основном интересовали предметы и их свойства, осталось позади. В игровую жизнь ребенка входят сверстники.
Примерно к 5 годам дети начинают познавать мир смыслов и сюжетов. Именно поэтому им так необходимы ролевые игры: я – мама, ты – дочка; я – продавец, ты – покупатель. И все это не только про дружбу, но и про конфликты.
«Двум двухлеткам вместе неинтересно, а пятилетки друг другу необходимы»,
— о важности общения для будущего школьника рассказывает знаменитый российский психолог и педагог Людмила Петрановская.
Конструкторы – это, конечно, тоже хорошо. Но в дошкольном возрасте особенно важны сюжетные игры без участия взрослых – они оказывают огромное влияние на развитие ребенка.
Пора учить ребенка давать сдачи
Дошкольный возраст – это период, когда у детей начинают завязываться социальные отношения. Как упоминалось выше, это время не только первой дружбы, но и первых конфликтов.
Именно сейчас важно научить малыша договариваться с другими без применения силы.
«Подойди и дай сдачи!»,
– так некоторые родители учат своих малышей отстаивать собственные границы и совершают большую ошибку.
Этот совет приведет только к тому, что ребенок не сможет решать конфликтные ситуации (а их в школе будет немало) без агрессии. Если не удается объяснить задире свою позицию на словах, ребенок должен рассказать о конфликте взрослому, а не махать кулаками.
Ну ладно, пусть сегодня остается дома
«Ма-а-а-ам, не хочу сегодня идти в детсад!» – такие капризы знакомы почти каждому родителю, кто решил отдать ребенка в детский сад.
Если малыш хорошо себя чувствует, не стоит идти у него на поводу – это вопрос дисциплины.
«Лучше постараться увлечь его предстоящими делами в детском саду, рассказать о сегодняшних планах и о том, как там будет интересно»,
– советует родителям «Педагог года Москвы-2019» в номинации «Воспитатель года» Юлия Якубович.
Иначе ребенок привыкнет, что в детский сад можно ходить, а можно не ходить – и вы будете изо дня в день сталкиваться с его капризами.
Что ты наделал? У тебя руки-крюки!
Каждому ребенку важно знать, что о нем думает значимый для него взрослый.
Если в 2-3 года малыш еще не поймет критики, а школьник подумает: «Хммм… А мои друзья другого мнения обо мне», то дошкольник все сказанное примет близко к сердцу.
Дети в возрасте 5-6 лет уже многое понимают, но по-прежнему очень зависимы от близких.
Дошкольник воспринимает слова родителей как истину в последней инстанции. И если его критикуют близкие люди, он теряет ощущение безопасности мира. А осознать, что мама или папа сказали «у тебя руки-крюки!» только потому, что у них был сложный день, ребенок пока не способен.
Особенно глубоко оседает критика, произнесенная родителем эмоционально.
Как отмечает психолог Людмила Петрановская, оценочные суждения из детства станут основой представления человека о себе в будущем. О том, как не погубить самооценку ребенка, читайте в этой статье на «Летидоре».
Не трогай веник – от твоей уборки больше вреда, чем пользы
Отсутствие поощрения помощи по дому – одна из самых распространенных ошибок родителей. Учить следить за порядком можно уже с 3-4 лет – это период, когда малыши копируют маму и стараются ей во всем помогать. Да, это будет не всегда качественно, но ведь опыт приходит со временем.
Главное – не упустить этот момент инициативы и позволить малышу участвовать в домашних делах.
Некоторые родители считают, что бытовые обязанности должны появляться у ребенка с поступлением в школу. Однако они не учитывают тот момент, что у первоклассника и без того появится слишком много новых задач. Поэтому вопрос с помощью по дому лучше решать в дошкольном возрасте.
Смотрите, какой смешной рисунок!
Пренебрежение к творческим работам или еще хуже – высмеивание – способно на корню погубить уверенность ребенка в собственных силах.
Да, солнце на детском рисунке может напоминать блин, а собаку не отличить от крысы. Да, это может быть забавно и нелепо (с вашей точки зрения!). Но ведь малыш пока только развивает свой творческий потенциал.
Негативная оценка того, что дошкольник сделал собственными руками, может привести к плачевным последствиям.
Ребенок перестанет делать творческие попытки. И никогда не осмелится нарисовать вам на день рождения поздравительную открытку.
Монстры живут под кроватями у непослушных детей!
У детей в возрасте 5-6 лет фантазия работает на полную мощность. Это не только про сказочные истории, но и про страхи.
Ребенок может задуматься: «А это точно коврик под кроватью лежит? Как странно он выглядит…»
В этом же возрасте к детям приходит осознание смерти и уязвимости, появляется боязнь потери близких людей.
К сожалению, некоторые родители пытаются манипулировать ребенком с помощью его страхов: «Будешь плохо себя вести – в твоем шкафу поселится приведение», «Ты своим поведением меня в могилу раньше времени сведешь!». Это верный путь к тому, чтобы вырастить законченного невротика.
О том, как помочь детям справляться даже с сильными страхами, читайте в этой статье на «Летидоре».
Не беги, ты же сейчас упадешь!
Как мы себе обычно представляем малыша 3-6 лет? Он смирно сидит за столом и тихонько рисует? Конечно, нет! Он носится по парку, перепрыгивает через лужи, залезает на качели! Ведь дети в этом возрасте активно познают жизнь.
«Не беги! Иди спокойно!», «Не залезай, а то упадешь!» – тревожные родители везде видят потенциальную опасность и стараются предостеречь об этом своих детей. Но мы знаем, что жизнь не обходится без падений и ободранных в детстве коленок.
Так, во время обучения езде на велосипеде каждый ребенок хотя бы раз падает – но встает и продолжает попытки!
Вечные тревоги и нескончаемые предупреждения приводят к тому, что вместо навыка справляться с мелкими неудачами дети обретают страх и неуверенность в себе.
Ребенку из такой семьи сложно адаптироваться к новым условиям – и с этой проблемой он может столкнуться с началом школы. А в будущем он не станет посвящать родителей в подробности своей жизни, чтобы сберечь их нервы.
Никаких «нет» – ты должен, я так сказала!
В ответ на родительские требования трехлетние малыши демонстрируют бесхитростные протесты. Принуждая 4-5-летнего ребенка к чему-то неприятному для него, мамы и папы могут столкнуться с ложью. Ненавистная каша уже не будет отвергаться в открытую, а скорее всего окажется в миске у кота или в мусорном пакете.
«Мелкие обманы и хитрости дошкольников – следствия неоправданных или чрезмерно жестких требований родителей»,
– пишет в своей книге «Каким человеком вырастет ваш ребенок? Мораль и воспитание детей» психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Когда правда вскроется, самое неразумное, что можно предпринять, – перейти на крик. Если ребенка не принуждать, а спокойным голосом объяснить, почему важно соблюдать какие-то правила, он обязательно вас услышит!
Поделись с ребятами игрушками, не жадничай!
Такое наставление можно часто услышать на детской площадке. Тогда как фраза «Это твоя вещь, тебе решить – делиться или нет» вызывает недоумение окружающих и даже осуждение. И напрасно!
Если вы заставляете малыша делиться против его воли, он привыкает к тому, что его собственные чувства не важны, а другие люди могут распоряжаться его вещами.
Это не учит ребенка выражать свое мнение и занимать хозяйскую позицию там, где это необходимо.
Тебе скоро в школу идти, а ты до сих пор не знаешь таблицу умножения!
«Не разбираешься в живописи», «Не читал “Онегина”», «Не умеешь выполнять тройное сальто» — шутки шутками, а многие современные родители пытаются вырастить гениев уже к первому классу.
В итоге дети начинают ненавидеть школу еще до того, как в нее идут.
Самое главное для дошкольника – это не какие-то особые знания, а правильный психологический настрой. Нацеленность не на оценки, а на увлекательный процесс получения знаний. Не стремление быть первым, а умение достойно проигрывать.
Подробнее об этом – в нашей следующей статье про ошибки воспитания школьников!
Фото: Depositphotos
О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!