Алфавит для малышей
Алфавит для малышей
Наши соседи делали ремонтна кухне. На пол постелили линолеум. Но папа, видимо, что-то рассчитал неправильно, и у него остался приличный кусок линолеума. Выкидывать жалко, а приспособить некуда. Он мастер на выдумки, и из оставшегося материала вырезал каждому ребенку по букве, с которой начинается его имя. Такой царский подарок перепал и моим девчонкам. Особенно этому радовалась младшая Таська. Она в силу своего возраста не знает пока алфавит. Но именно это событие подтолкнуло меня к тому, чтобы начать образовывать малышку: мы стали изучать алфавит. И вот, как это делали.
Раскрась букву
На большом листе бумаги я нарисовала все буквы алфавита. Мы с Тасей взяли краски, фломастеры и цветные карандаши и стали раскрашивать буквы. По мере того, как мы переходили от одной буквы к другой, я рассказывала:
- Это буква «А». Апельсин, аист, акробат…
Я перечисляла разные слова, которые начинаются на эту букву, например, вкусности, которые любит Тася. Затем мы переходили к следующей букве.
Домик из буквы
На следующий день мы снова рисовали. Опять на листе бумаги я написала алфавит, но на этот раз раскрашивать буквы мы не стали. Теперь мы их дорисовывали: например, из буквы «А» сделали домик, а из буквы «Ж» жука (дорисовав усики и глазки). И снова я напоминала девочке, какие слова начинаются с той или иной буквы.
Таська пару раз даже помогла мне, но пока еще, скажу честно, толком ничего не запомнила. Да я и не расстроилась. Все дело в практике, будем чаще заниматься, запомнит обязательно!
Детальный анализ
Из картона я вырезала самые любимые буквы Таси. Их у нее оказалось три. «Т» - потому что с этой буквы начинается ее имя, «М» - мамина буква, «К» - любимую Тасину куклу зовут Катя.
Эти буквы я разрезала на несколько частей, и потом мы складывали буквы из кусочков.
Мозаика
Каждый день мы выкладывали буквы из разных предметов: из ленточек на диване, из макарон на кухонном столе, из носочков на комоде, из карандашей на полу.
Сначала я либо показывала Тасе, какую букву мы будем собирать (или она сама показывала пальчиком на букву в тетрадке, в которую я предусмотрительно написала весь алфавит), а потом мы ее собирали, либо я сама выкладывала букву из предметов, а Тася повторяла за мной.
Прятки
И все же самой любимой буквенной игрушкой у нас оставалась та самая буква из линолеума, подаренная соседом. Пришлось и нам с папой купить кусок линолеума и вырезать из него все буквы алфавита.
С этими буквами мы играли в прятки. Сначала мы вместе выбирали какую букву прячем, потом девочка выходила из комнаты, а я расставляла несколько букв в комнате. Их не обязательно прятать, можно расставить и на видном месте. Для начала берем только три буквы.
Тася входила в комнату и должна была найти букву, которую мы загадали. Потом игру усложнили, стали расставлять пять букв. А потом буквы стали прятаться за шкафами, стульями, диваном… Но Тася все равно умудрялась найти нужную.
По алфавиту
С картонными буквами, которые у нас остались от старой игры, я придумала новое развлечение. Я наклеила эти буквы таким образом: на стол букву «С», на холодильник «Х», на табуретку «Т» и так далее. Развешивала, конечно, не сразу все буквы, а по мере их изучения. Вот выучила Тася букву «Т», я ее больше не вешаю, а выбираю другую букву и ищу дома предмет, который с нее начинается.
Буквы из пластилина
Когда дочка стала уже более-менее ориентироваться в буквах, мы начали лепить их из пластилина, складывать из проволоки. К нам присоединилась и старшая девочка. Хоть она давным-давно знает алфавит, играть ей было интересно. Особенно помогать младшей. А потом мы даже сделали пластилиновый конструктор. Скатали 8 колбасок: одну разделили на 2 части, две другие на три, из остальных четырех сделали колечки (два из них разделили пополам). Из такого набора можно легко составить любую букву.
«Букволото»
Следующий этап, как сейчас говорят, для продвинутых пользователей.
Мы со старшей Настей сделали алфавит-лото. Из картона вырезали несколько игровых полей. Каждое поле расчертили на 6 квадратов. В каждом квадрате написали по одной букве (так, чтобы они не повторялись. То есть если «А» есть на одной карточке, больше ее писать на других карточках нельзя).
Потом сделали карточки, на которых написали все буквы алфавита.
Игра заключается в следующем. Ведущий складывает карточки в стопку, тянет по одной, показывает ее игрокам и громко называет букву. Игроки должны найти у себя на карточках эту букву, взять у ведущего карточку и закрыть им квадрат с соответствующей буквой на своем игровом поле.
Выигрывает тот, кто быстрее других закроет карточками свое игровое поле.
Научная база
До того, как мы начали играть в алфавит, я провела подготовительную работу. Оказывается, изучать буквы с малышом нужно по определенным правилам. Я их изучила.
Вот они:
- сначала изучаем гласные буквы «А», «О», «У»
- потом переходи к изучению «И», «Ы»
- потом учим согласные. Причем начинаем с тех, которые малыш хорошо выговаривает. Причем соблюдаем правило: не учим сразу буквы сложные по начертанию («Д», «Ж», «Щ», «Ц»), чередуем из с простыми буквами. Также не учим сразу «Б» и «В», «Р» и «Ф», «Г» и «Т» – их легко спутать.
- Когда изучаем новую букву, называем ее звуков. Не «БЭ», а «Б», не «ЭМ», а «М» и так далее.