Система Жохова: мнения «за» и «против»
Система Жохова: мнения «за» и «против»
Что такое система Жохова, про которую так много говорят? Правда ли, что по этой системе дети знают дроби и умножение уже в первом классе и получают домашнее задание в качестве награды? «Летидор» разбирается вместе с родителями, чьи дети преодолели или почти преодолели первый класс по новой системе.
Кто такой Жохов?
Владимир Иванович Жохов – заслуженный учитель РФ, автор многочисленных пособий и школьных учебников, методист с многолетним стажем. Его система предназначена для обучения детей только в начальной школе (1 - 4 классы).
Главная идея – развить творческий потенциал ребенка, который есть в нем от рождения. На официальном сайте методики написано, что автор использовал «последние достижения педагогики, физкультуры и психологии». Какие именно – не уточняется. Жохов утверждает, что уже к концу 1 класса ребенок освоит программу начальной школы. А также перестанет болеть, ведь на уроках дети постоянно двигаются: учителя используют игры и упражнения, чтобы ребята не засиделись за партами. Во 2-м, 3-м и 4-м классах дети развиваются творчески, и как обещает создатель системы, потом без проблем переходят в среднюю школу.
Что известно о системе?
Как и что происходит на практике – не совсем понятно, так как разработчики системы скрывают большинство подробностей даже от родителей.
Из открытых источников мы узнали:
- В классе учатся сильно разновозрастные дети (от 4 до 8 лет). Это сделано для того, чтобы старшие помогали младшим.
- Каждый день в расписании – 4 урока. Основные предметы – математика, русский и риторика. На них учитель использует специальные презентации, которые держатся в строжайшем секрете. Размер шрифта, цвет фона подобраны таким образом, чтобы ребенок смог усвоить максимально много. Кроме основных предметов есть изо, окружающий мир, музыка, физкультура. Со второго класса начинается театр и немецкий, с 3-го – испанский или французский, с 4-го – английский. Каждый язык дети изучают 1 год.
- Большая часть урока – повторение материала, усвоенного на предыдущих занятиях. Каждые 5-7 минут происходит смена вида деятельности.
- Система чтения – побуквенная.
- Первый год дети пишут механическим карандашом. Ближе к лету тем, у кого с письмом проблем нет, разрешают писать ручкой.
- На каждом уроке – коллективная проработка материала. Ученики что-то произносят хором.
- Во время урока дети могут свободно передвигаться по классу. Учитель не может повышать голос и заставлять ребенка учиться. Каждый должен самостоятельно прийти к этому.
- Все учителя, которые работают по методике, проходят обучение лично у В.И.Жохова, но не всегда имеют педагогическое образование.
- Домашнее задание сначала получают только те дети, которые полностью справляются с темой в классе. Дети получают его в качестве поощрения. Родителям запрещается помогать детям с уроками.
- Система оценок 10-бальная. Дети сами обсуждают, какую оценку, кому поставить.
Школа – выбрать, подготовить, поступить.
Какие бывают классы?
В системе бывают автономные классы и классы при школах (частных и государственных). В первом случае – родители сами решают проблемы с арендой помещения и другими бытовыми задачами, а Жохов предоставляет учителя. Второй отличается от первого только тем, что помещение предоставляет школа.
Важно знать!
Система не имеет рекомендаций от Министерства образования, так что формально те, кто идет в жоховский класс, должны прикрепляться к обычной школе (государственной или частной) по программе семейного или заочного образования.
Большая часть информации доступна на официальном сайте "Системы Жохова", однако отрицательных отзывов вы там не найдете. Поэтому "Летидор" пообщался с двумя мамами, которые рассказали о совершенно разном опыте обучения своих детей.
«За» обучение по системе Жохова: личный опыт Светланы Тюриной
Дочка Светланы закончила 1-й класс по системе Жохова и собирается во 2-й.
Мы попали в Жоховский класс не в сентябре, как большинство детей, а уже во втором полугодии. Это произошло стихийно. На улице я встретила подругу, сын которой уже ходил в эту школу. Она была в восторге, и я тоже захотела отдать туда дочку. Вопрос решали в индивидуальном порядке. Я поговорила с учителем, дочку взяли, и буквально за 2 недели она влилась в процесс. Это не стандартная практика, так как обычно дети уже не могут нагнать программу к этому времени. Но моя 6-летняя дочка уже умела читать и немного считать, так что ее приняли в класс. Официально к обычной школе я прикреплю ребенка только в 3-м классе, на заочное обучение, так как через год уровень знаний будет соответствовать уровню третьеклассника. Она будет проходить аттестацию в этой школе, и продолжит посещать жоховский класс.
_ Расписание _
В нашем автономном классе сейчас 12 человек (было 19). Занятия начинаются в 8:30.
Каждый день в расписании 4 урока. Обязательно – математика и письмо. Также есть риторика, окружающий мир, изо и физкультура. После школы дети могут остаться на продленку или на дополнительные занятия (лепка из глины), живопись, шахматы.
_ Стоимость _
Без дополнительных занятий и питания мы платили 10 тысяч в месяц, с нового года будет 15 тысяч.
_ Про учителя _
Нам попался замечательный учитель. У нее трое детей, есть педагогическое образование. Раньше она преподавала русский и литературу, есть опыт ведения начальной школы.
_ Про дисциплину _
Учитель поддерживает идеальную дисциплину, не повышает на детей голос. Дети могут вставать, ходить – им никто не запрещает. Но они этого не делают. Весь секрет в хронологии урока – они не успевают соскучиться. В начале урока они поют, смотрят какой-то небольшой познавательный ролик, потом начинаются занятия. И все это перемежается с зарядкой и упражнениями. Если ребенок перевозбудился, он идет успокаиваться в игровую комнату, где за ним присматривает администратор.
_ Про результат _
Мы не шли в школу за результатом. Я отдала туда дочку как на дополнительную «развивашку». Но в конце года нас ждал ошеломительный результат. В школе ее научили делить, умножать. Она знает падежи, склонения. И это в 1-м классе. С домашними заданиями я старалась не помогать, так как учитель должен видеть, что у ребенка не получается. И работать в этом направлении.
Считаю, что во многом – такие результаты достигнуты благодаря харизме учителя, свободной и дружеской атмосфере, которая царит в классе. А еще я нигде не встречала столько неравнодушных, осознанных родителей.
Домашнее задание: делать или не делать?
«Против» обучения по системе Жохова: личный опыт Марины Смысловой
Сын Марины проучился по системе Жохова с сентября 2015 по апрель 2016 года.
Отдавать в школу нашего 6-летнего сына мы не планировали. Все произошло спонтанно. Прошлым летом муж увидел в лифте объявление, о том, что набирается класс по системе Жохова. Он меня и уговорил отдать туда сына, чтобы тот не болтался год без дела.
Мы не нашли ни одного отрицательного отзыва о методике, так что решение приняли легко. На родительском собрании нам рассказали, что дети за год освоят программу младшей школы, в нашем случае это оказалось небылицей. Нас попросили написать заявление в одну из частных школ, куда моего сына и других детей из класса чисто формально прикрепили на заочное обучение. Чтобы числились.
Потом мы сделали взнос – 19500 рублей (каждый месяц с нас собирали по 14 тысяч), закупили и покрасили парты. В класс набралось более 30 детей. Занятия начинались в 9 утра.
_ Про дисциплину _
Сын ходил в школу спокойно, без особого энтузиазма. Единственное, на что жаловался – постоянный шум. Камеры нам поставить не разрешили, так что никто толком не знал, что происходит в классе. Как-то мне удалось подсмотреть в окно за одним из уроков. Учитель показывал презентацию. В это время дети «стояли на ушах»: ходили по классу, сбивались в группы на задних рядах, разговаривали, отвлекали тех, кто пытался учиться. И это неудивительно, когда в одном классе собраны разновозрастные дети. В нашем младшему ребенку было 5, старшему – 9.
_ Про учителя _
Нашего учителя Жохов взял за месяц до начала занятий. Он посетил несколько семинаров профессора – и вот уже готовый кадр для обучения 30 человек. Кстати, одно из требований профессора – чтобы у преподавателя не было педагогического образования или при его наличии – отсутствовал опыт работы с детьми.
_ Про домашнее задание _
На собрании учитель заверил, что постепенно ребенок сам начнет выполнять домашнее задание и подходить к нему не надо. Мы с мужем терпеливо ждали, пока сын сядет за уроки, потом стали напоминать ему, но этого не происходило. А упражнения на дом давали постоянно. В итоге мы стали ему помогать, иначе ребенок не делал бы ничего. Ближе к февралю выяснилось, что некоторые дети из его класса ни разу не делали домашнее задание.
Кроме того, распечатки домашнего задания раздавали детям на листочках лично в руки. Если ты заболел или пропустил занятие – то оставался ни с чем. Эта информация не рассылается по электронной почте, так как Жохов очень боится, что его домашние задания утекут в Интернет.
_ Про программу _
Никаких учебников в системе Жохова нет. Дети занимаются только по презентациям, которые учитель показывает на доске для проектора.
Математика у Жохова достаточно сильная: они сразу начинают считать десятками и сотнями, учатся вычислять в столбик. Правда, зубрить таблицу умножения дают на дом. Без всяких объяснений и помощи семьи ребенок за пару недель должен самостоятельно ее освоить.
До школы сын умел читать бегло по слогам. По жоховской системе их учили читать по-буквенно. За время обучения ничего не прибавилось в чтении. Первое произведение, которое дают читать это «Конек-Горбунок», уже на осенние каникулы. И это тем детям, которые только учатся читать.
Писать дети начинают сразу прописными буквами. Им раздают распечатки предложений из 4-5 слов, которые ребенок должен переписать, как сможет. Какое-то время я закрывала на это глаза: сын писал буквы разного размера, без соединений – а потом поняла, что все это повлияет на почерк, переучить будет трудно. Некоторые родители самостоятельно занимались с детьми прописями.
_ Когда мы поняли, что пора уходить _
За год у нас было 2 аттестационных тестирования. Их давала школа, к которой мы официально прикрепились на заочную форму обучения. Родителям сказали, что это нужно только для галочки, что тестирование не показывает реальные знания. Первое было зимой. Его ребенок сделал кое-как самостоятельно. Второе ждало нас в апреле. С математикой сын справился, а вот по русскому он не знал ничего. Что такое гласные, согласные буквы, твердые и мягкие согласные, ударение… Вопросы по окружающему миру он сделать не мог, так как у них просто не было такого предмета. У него даже близко не было того уровня, которого достигает первоклассник в обычной школе. Тут мы почувствовали глубину ситуации и решили забрать ребенка.
_ Бюрократическая ловушка _
Дальше – интереснее. Когда мы шли в жоховский класс, нас уверили в том, что наш ребенок всегда сможет заново пойти в 1-й класс, только в обычную школу. На практике получилось не так. Поступая в жоховский класс, мы подписали договор с одной из частных школ и официально числились у них в 1-м классе. Так что когда я попыталась зарегистрировать сына в обычную школу в 1-й класс через «Госуслуги», мне сообщили, что это невозможно. Система писала: мой сын официально отучился первый год и может пойти в обычную школу, но только во второй класс.
Все, что мне пришлось пройти после этой новости можно назвать настоящим адом. Беготня по разным инстанциям, где никто не слушал мою историю, все разводили руками и говорили, что перевести можно только во второй класс. Еще предлагали вариант – созвать комиссию и оставить сына как неуспевающего, на второй год. Это меня не устроило. В итоге я добилась официального отчисления из школы, где ребенок официально числился на заочном обучении в 1-ом классе.
Я считаю, что эта методика еще достаточно сырая, чтобы запускать ее в реальных классах. Все-таки система, по которой дети идут в школу, должна быть сертифицированной. Кто-то скажет, что бюрократия убьет в ней все прекрасное. Может быть, что-то прекрасное уйдет. Но тогда там не будет таких ситуаций, которая произошла с нами.
Мнение эксперта, практикующего педагога Димы Зицера:
«В этой системе декларируется очень быстрое результативное развитие к концу первого класса. Мой вопрос: В чем смысл приведения человека в юном возрасте к такой железной результативности? Чего они хотят этим добиться? Я приверженец теории и практики, что человек должен идти спокойно, в своем темпе и своим путем. В каждом возрасте – в частности в 5,6, 7 лет – ребенка окружает так много интересного, что ставить во главу угла конкретный результат и подталкивать к нему ребенка, мне кажется не совсем верным. XXI век – век процесса, а не результата. Если ребенок научится процессу, то постепенно он самостоятельно достигнет своего результата. Он сможет выстроить процесс так, чтобы было комфортно и ему, и окружающим».
Сергей Пархоменко: "Я противник принудительного подхода к обучению"