Сергей Пархоменко: "Я противник принудительного подхода к обучению"
Сергей Пархоменко: "Я противник принудительного подхода к обучению"
Психолог, педагог и бизнес-тренер Сергей Пархоменко организовал для своего сына и еще нескольких дошкольников домашний кружок, о котором он рассказывает в своем блоге http://tromentano.livejournal.com/. В небольшой группе он занимается с детьми математикой, логикой, физикой, моделированием, развитием речи, рисованием и многими другими интересными вещами. Своими взглядами на обучение Сергей поделился с читателями «Летидора».
- Как у вас возникла идея создания домашнего кружка? С чего всё началось?
- Началось с того, что сыну исполнилось четыре, и мне стало интересно с ним заниматься, чему-то учить его. Какой-то целостный подход к занятиям сложился не сразу - но изначально я старался находить игры и пособия, которые вызывали бы у ребёнка искренний интерес. Это было не так просто, ведь большинство методик и пособий, которые я видел, были не слишком увлекательны, поэтому пришлось искать и выбирать более основательно, вникать в тему, что-то самому придумывать.
Что касается основных принципов обучения, то здесь очень по душе пришелся Монтессори-подход, с которым я познакомился на практике, потому что Никита ходит в Монтессори-группу детского сада. Этот подход заметно отличается от общепринятого в нашей системе образования тем, что фокусируется на личности ребёнка и на его выборе, а не на том, что кто-то чему-то непременно решил его научить, хочет он того или нет.
Идея собрать кружок появилась после книги Звонкина «Малыши и математика», тоже где-то три года назад. С несколькими детьми можно строить занятия совсем по-другому, чем с одним: и веселее, и партнёры для игр есть. Решили с женой, что, действительно, можно и попробовать - нашему сыну Никите тогда было четыре, пригласили ещё одну знакомую девочку на наши занятия.
Тот кружок существовал полгода, а потом был период, когда не было возможности его проводить. Год назад возобновили кружок, уже с большей компанией – сейчас в нем уже четверо детей.
- В чем заключается ваша методика обучения?
- Ну, если постараться коротко и по-простому, то мы с детьми играем во что-то, мастерим какие-нибудь штуки, проводим эксперименты, и в процессе они научаются чему-то новому. Есть огромное количество всяких нюансов в том, как я делаю те или иные вещи, тут мне помогает и мое психологическое образование, и почти десятилетний опыт ведения бизнес-тренингов. Но суть именно в том, что я предлагаю детям сугубо практические интересные дела, а в процессе естественным образом появляются знания, навыки, представления о чём-то. Эффективность такого подхода на порядок выше, чем стандартного подхода «слушай, что тебе сказали», «делай, что велели» и «потому что надо».
- Вы пользуетесь какой-то педагогической литературой, составляя план занятий?
Что касается пособий и литературы, то я, честно, не смогу перечислить, на что я опираюсь. У меня сложился некий свой подход, из разнородных кусочков, но при этом довольно целостный. В силу своего образования и профессии, я читал и изучал такое количество всяких материалов, что «найти концы» проблематично.
Если вот меня спросить, что бы я порекомендовал почитать для вхождения в тему, кроме уже упомянутого Звонкина и методики Монтессори, и я бы, безусловно, порекомендовал «Общаться с ребёнком. Как?» Ю.Б. Гиппенрейтер. Это книга про более широкий контекст - про воспитание, отношения, общение.
А что касается плана - тут всё предельно просто: у меня нет сколь-нибудь жёсткого плана… Мы пробуем разные вещи, какие-то «идут», вызывают интерес и получаются, мы развиваем эту тему. Какие-то «не идут», тогда я их откладываю, или ищу другую форму.
- Расскажите тогда, как происходят ваши занятия.
- Обычно мы в кружке занимаемся математическими и логическими играми, физическими и химическими экспериментами, играми с буквами и словами, изготовлением каких-то интересных поделок в необычных техниках. Занятия проходят у нас дома, раз или два в неделю.
Из необычных дополнительных материалов очень часто используем какие-то бытовые вещи, часто какие-то из них используем «не по назначению». К примеру, у меня несколько коробок забиты всякими «нужными» вещами, типа крышечек, формочек, остатков материалов для ремонта и пр. Как правило, они оказываются намного интереснее для детей и богаче по возможностям, чем стандартные методические материалы. Есть у нас, разумеется, и различные современные пособия, вроде палочек Кюизера, блоков Дьенеша, магнитной азбуки и т.п., но используем их довольно редко.
Игры мы часто делаем сами, на занятии. Для этого нужно измерять, чертить, писать буквы и числа, вырезать и делать прочие полезные вещи. И детям очень нравится, когда то, что они делали, «работает». При этом и в покупные игры тоже играем, конечно.
Вообще я ощущаю определённый дефицит хороших обучающих игр: на рынке есть увлекательные игры развлекающего плана, а вот большинство обучающих игр удручают и в плане дизайна, и в плане методической проработки. Поэтому у нас возник в итоге собственный проект по разработке и изданию игр — «Банда умников», пару месяцев назад выпустили первые четыре игры про математику. Очень нравится родителям сама идея: дети просто играют, а обучение происходит «само собой».
- А сейчас вы уже видите результаты ваших домашних занятий с детьми?
- Дети растут, развиваются, занимаются далеко не только в нашем кружке и воспитываются «прогрессивными» родителями - выделить тут именно влияние нашего кружка довольно сложно. Про достижения тоже не так просто сказать, и здесь мне важны не только успехи в овладении формальными знаниями и навыками.
Вот, например, дети сами между собой обсудили и договорились о том, в каком порядке будут пробовать сами провести опыт. А ещё недавно это было неразрешимой проблемой, и требовало моего вмешательства. Вот Маруся, которая полгода назад до слёз боялась проиграть в любую игру, переживая по этому поводу ещё до первого хода, теперь играет увлечённо и весело. Дети стали строить гипотезы, почему в опыте получается тот или иной результат, рассуждают.
Больше всего я могу, конечно, наблюдать за своим сыном Никитой, и иногда он очень удивляет. Например, на занятиях я делаю большой акцент на формировании целостной концепции числа. Мы полностью исключили такие вещи, как выучивание состава чисел наизусть, «счёт по линеечке», автоматизация счёта с помощью однотипных заданий в рабочей тетради и пр. Я делаю ставку именно на постоянное практическое использование чисел, счёта и арифметики в разных играх, опытах, делах, поделках.
И сейчас Никита иной раз удивляет нас и окружающих тем, как умеет посчитать или прикинуть какие-то вещи. Мы вот ехали кататься на лыжах, а Никита спросил «долго ли ещё ехать?». Я сказал, что нам осталось проехать 30 км, а скорость у нас такая, что за каждый час мы проезжаем 75 км. Никита задумался, и сообщил, что ехать нам около 20 минут. Формально он не имеет опыта решения задач такого типа, не знает формулы, не умеет составлять пропорции, не умеет умножать и делить двузначные числа. Но он смог как-то вообразить эти исходные данные, и каким-то образом прикинул результат. И это у него получилось не случайно – в разных подобных ситуациях он достаточно достоверно умудряется предположить ответ, не владея пока в достаточной степени формальным математическим аппаратом.
- Какой подход к обучению ребенка вы считаете наиболее оптимальным?
- Я противник «принудительного» подхода к обучению, когда ребенок не может сам решать, чему ему в тот или иной период учиться интересно, а чему нет, как ему заниматься нравится, а как не нравится. Это, само собой, негативно сказывается на учебной мотивации, отношении к учёбе. И эффективность такого процесса на порядок ниже, чем когда ребёнок чему-то учится увлечённо.
Например, играем мы в игру, где надо выполнять арифметические действия - так дети считают в полной концентрации и на полной скорости, ищут комбинации, загибают пальцы, бегут за счётами. За 10 минут игры они могут выполнить столько операций, как за пару уроков математики в обычной школе!
Второй момент, который мне очень не нравится - ориентация на механическое, бездумное воспроизведение. Я когда объясняю это взрослым, часто в качестве примера спрашиваю что-то вроде: «Вот вы в школе тригонометрию изучали - а знаете, зачем она в принципе может практически применяться? А почему если от числа отнять отрицательное число - то оно увеличивается? А откуда в России взялось крепостное право, что это вообще такое?».
Чаще всего отвечают «Не знаю, где-то для инженеров, наверное. Потому что минус на минус даёт плюс, потому что правило такое. Не знаю, но отменили его, по-моему, где-то в 19 веке».
То есть самая суть, сам смысл этих тем - пропущен, и это общий подход почти во всей программе! Не ставится задача научить понимать причинно-следственные связи, видеть картину целостно, понимать смысл тех или иных действий - просто надо выучить наизусть, и всё! Потом, в ВУЗе, студенты учат наизусть определения, переписывают дословно в свои курсовые и дипломные работы чужие слова - и уже даже не пытаются понимать их смысл!
- И напоследок - какой бы вы дали совет тем родителям, которые хотели бы самостоятельно обучать ребенка дома?
- Избавляться от стереотипов! Учиться новому и заниматься с детьми можно совсем не так, как мы привыкли к этому. Можно это делать с интересом и с удовольствием. Для этого не всегда нужны учебники и рабочие тетради. Освоить пиратский шифр и написать несколько записок домашним может быть намного полезнее, чем просидеть это же время, уныло глядя в прописи. А измерить, записать и сравнить рост всех гостей — продуктивнее, чем выполнять задания по измерению отрезков, нарисованных в учебнике.