Как увлечь детей обучением
Как увлечь детей обучением
Современные разработчики методик детского образования огромное внимание стали уделять отношению детей к учителю и изучаемым предметам. Растущий объем и стремительное усложнение школьных программ требуют от педагогов и родителей пересмотреть роль ученика в образовательном процессе. Просто «передать» школьнику в голову огромный массив разнообразных знаний становится не просто менее эффективным, а все более вредным занятием. При таком подходе дети теряют всякий интерес к обучению и ходят в школу как на тяжелую, нелюбимую работу. Специалисты считают, что ученик должен стать активным, самостоятельным соучастником процесса передачи знаний. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, увлечь его способом подачи учебного материала и, что самое важное, с пеленок прививать детям искреннее стремление к получению новых знаний.
Индивидуальная стилистика детского знания
Консультант по вопросам детского образования, доктор Мэри Смилек (Mary Ann Smialek) из Питсбурского университета (США), рассказывает в своем блоге, что с начала семидесятых годов прошлого века научное сообщество активно изучает у детей индивидуальные особенности постижения окружающего мира. Результаты этих исследований позволяют родителям выбрать для своего ребенка адекватную и, следовательно, эффективную стратегию получения знаний.
Мэри пишет, что дети приобретают знания различными способами. Их легко распознать, поскольку они имеют ярко выраженные признаки в повседневном поведении детей. Одна из самых авторитетных теорий напрямую связывает стратегии обучения с органами чувств и выделяет четыре модели восприятия мира: визуальную, звуковую, кинетическую («мышечное чувство») и тактильную (осязательную). Какой канал получения информации доминирует у ребенка – такую систему обучения ему и надо подбирать.
Ученик-«визуал» быстрее усваивает то, что увидел. Такие дети запоминают лица вместо имен, быстро учатся читать и имеют развитое воображение. Они лучше понимают послания, содержащие текст, картинки, графику и видео. «Визуалы» стараются записывать всю полученную информацию, на занятиях часто закрывают глаза для визуализации памяти и обычно тщательно следят за своим внешним видом. Они любят образный язык и тяготеют к спокойному, созерцательному образу жизни.
Ученики-«акустики» более восприимчивы к тому, что услышали. Они легко вспоминают имена и забывают лица, быстро реагируют на озвученную информацию и любят проговаривать то, что записывают. Для них лучше всего подходит обучение, основанное на лекциях, дискуссиях и опросах. «Акустики» не подбирают себе одежду, но могут сразу объяснить, что и зачем они надели. Они любят говорить сами с собой, слушать себя и других, громко читать вслух. Такие дети с трудом воспринимают карты и диаграммы, а также не могут сосредоточиться, когда в классе шумно.
Ученики-«кинетики» лучше всего обучаются посредством практики. Они быстро запоминают то, что сделали и с трудом могут сосредоточиться на классных или домашних заданиях. Для «кинетиков» чрезвычайно полезны практические занятия, дающие им возможность погрузиться в какую-либо деятельность. Таким детям нужно много двигаться, быть активными и регулярно получать свежие впечатления. Они бурно жестикулируют при разговоре и проказничают от скуки, любят покомандовать и доверяют только своему опыту.
«Тактильные» ученики любят получать знания с помощью своих пальцев и рук. Такие дети на уроках с удовольствием и выдумкой пишут, рисуют и чертят. Для получения новых знаний им необходимо ощупывать предметы. Они любят иллюстрировать тексты, конструировать различные проекты, заниматься живописью и скульптурой.
Дети сопротивляются, когда им навязывают стиль обучения, противоречащий их природе. Мэри убеждена, что разнообразие учебного материала поможет ученикам успешно использовать свои индивидуальные особенности в процессе обучения. Д-р Смилек призывает родителей и учителей не зацикливаться на единственном, «правильном» методе обучения. По ее наблюдениям, своевременная и адекватная смена стиля образования позволяла достичь позитивного прорыва в работе с самыми «трудными» учениками, которые с академической точки зрения находились уже в «зоне риска».