Ребенок не хочет идти в детский сад — что делать
Эксперт о распространенных ошибках адаптации к детскому саду© Depositphotos
Ошибкой будет сепарироваться от ребенка и переложить всю ответственность за адаптацию на воспитателей. Только слаженная работа педагогов и семьи поможет малышу привыкнуть к садику без капризов и слез.
О распространенных ошибках адаптации к новым людям и распорядку мы попросили рассказать Холли Робертс, эксперта по британскому образованию и основательницу британского детского сада Britannia School в Москве (@mrsroberts.ru).
Холли работает с детьми уже более 16 лет и знает как сделать так, чтобы малышу хотелось с утра бежать в детский сад, а вечером не хотелось уходить домой.
Итак, что же может помешать мягкой адаптации?
Резкая разлука с родителями
Одной из главных стратегических ошибок родителей может стать желание побыстрее дистанцироваться от ребенка. Некоторым детям требуется присутствие близких в первые дни и даже недели пребывания в группе.
В моем детском саду родители или опекуны находятся неподалеку не менее пяти учебных дней и могут оставаться вблизи ребенка до тех пор, пока он полностью не адаптируется. Такой процесс вызывает наименьший стресс и обеспечивает мягкую долгосрочную интеграцию ребенка в учебный процесс.
Например, в моей практике был такой случай, что малышу 2,5 лет требовалось присутствие мамы постоянно – разлука вызывала слезы и расстройство. Совместно с родителями мы разработали стратегию адаптации и начали «отпускать» маму постепенно, практически на метр в день. Сначала она присутствовала в классной комнате в зоне видимости ребенка. Через несколько дней ожидала его уже в коридоре, но он постоянно проверял, на месте ли она. Затем смогла сидеть во время занятий в холле детского сада, а ребенок приходил к ней проверить, не ушла ли она в перерывах между занятиями. Еще спустя какое-то время по договоренности с малышом женщина начала отлучаться – в магазин / попить кофе / встретиться с подругой, но всегда предупреждала, в какое время вернется в детский сад.
Через месяц такой постепенной сепарации ребенка было не узнать – он влился в коллектив, стал более активным, уверенным и самостоятельным.
Постоянное присутствие родителей ему больше не требовалось.
Излишняя эмоциональность родителей и отсутствие доверия воспитателям
Бывают «артисты», устраивающие «концерты» исключительно перед родителями, но ведущие себя совершенно спокойно сразу после их ухода. У нас был случай, когда мальчик четырех с половиной лет проворачивал это неоднократно. Педагог показывал родителям видео, на которых ребенок с удовольствием участвует в занятиях и радостно играет со сверстниками, когда не видит маму или папу. Уже были видны результаты совместной работы педагогов и родителей по адаптации этого ребенка. Он с каждым днем все легче и легче «отпускал» родителей по утрам. И тут он, как врожденный психолог, решил проверить семью на прочность и попросил не вести его в детский сад только один день, чтобы он смог остаться дома с мамой. Несмотря на советы педагогов, родители посчитали, что один пропущенный день – это не страшно, и разрешили ему остаться дома. Ребенок понял, что простой манипуляцией добился нужного ему результата, и больше родители не смогли его привести в детский сад.
Ваша задача в подобных ситуациях – не уходить в эмоции, доверять опыту педагогов и скооперироваться с сотрудниками детского сада.
Если вы будете действовать вместе с профессионалами, которые видели множество подобных адаптаций, прислушаетесь к их мнению и направите усилия на достижение общей цели, результат не заставит себя ждать.
Отсутствие постоянного режима дня
Стабильная рутина (когда малыш точно знает расписание дня и все действия изо дня в день повторяются приблизительно в одно и то же время) важна для адаптации.
Для детей день в детском саду может быть слишком насыщенным, а начинается он рано. Поэтому время дома не должно быть перегружено дополнительными занятиями, а спать ребенок должен ложиться не позже 9-10 вечера, чтобы к подъему утром в детский сад он хорошо отдохнул. Если ребенок ложится спать в 11-12 часов ночи, ему будет сложно привыкнуть к детскому саду из-за усталости и недосыпа.
Отсутствие наглядного расписания
Помните сцену во второй части Гарри Поттера, когда главный герой оказывается в доме Уизли и настенные часы переводят стрелки с фотографиями детей с деления «Каникулы» на отметку «Школа»? Эта волшебная вещь помогала членам семьи всегда знать, где находятся их близкие. В мире маглов, конечно, такого чуда нет, но тем не менее наглядное расписание очень важно для многих, и особенно для дошкольников.
Дети чувствуют себя намного лучше, когда они понимают, по какому распорядку они живут, видят его перед собой.
Попросите педагога дать вам расписание дня, которое отражает, что дети делают на занятиях. Дома вы можете красиво оформить его на пробковой доске, магнитном планере или белой доске «пиши-стирай». Потом вы сможете каждый день проговаривать распорядок дня с ребенком до прихода в детский сад.
Запрет приносить игрушки и другие вещи из дома в детский сад
Любимая игрушка или другая вещь, принесенная из дома, помогает ребенку, особенно малышу 2-4 лет, чувствовать себя в садике более комфортно.
Во-первых, это важная часть социализации – дети любят показывать друг другу плюшевых питомцев, куклы, машинки и фигурки супергероев. Во-вторых, игрушка или любой другой предмет из дома – даже подушка или кружка помогают ребенку успокоиться и почувствовать знакомую атмосферу.
Одна из моих учениц приносила с собой фотографию своей семьи и хранила ее у себя в кармане.
Резкая смена питания с домашнего на детсадовское
Обед вне дома — часто большой стресс для детей, особенно привередливых к еде. Худший вариант для таких малышей — резкий переход с привычной домашней пищи на стряпню детсадовских поваров.
Поэтому чтобы подготовить ребенка к новому питанию, попросите у воспитателей или заведующей копию меню.
Это даст вам возможность, во-первых, заранее обсудить с малышом, чем он будет питаться вне дома, во-вторых, ввести часть блюд в домашний рацион — и избавить малоежку от страха перед незнакомой едой.
Фото: Depositphotos