Опубликовано 21 декабря 2020, 10:00
4 мин.

Не делайте так: 4 ошибки, которые мешают развивать гибкие навыки ребенка

Разбираемся в ошибках, которые допускают родители в попытке сформировать у ребенка управленческие, волевые, социальные навыки и другие soft skills.
Не делайте так: 4 ошибки, которые мешают развивать гибкие навыки ребенка

© Freepik

Гибкие навыки помогают общаться, действовать в команде, вести переговоры, критически мыслить, сопереживать и проявлять лидерские качества. Без всего перечисленного сложно обходиться в учебе, работе и повседневных делах, поэтому развивать soft skills нужно с детства.

Вместе с Ольгой Зуевой, преподавателем онлайн-школы «Фоксфорд»(@foxford_edu), и Павлом Якименко (@pavel.yakimenko), спикером курса «Стартап-формула», предпринимателем, номинантом на премию «Ментор года», разобрались, какие методы не сработают, если подходить к ним формально.

Ольга Зуева, преподаватель, Павел Якименко, предприниматель

Ольга Зуева, преподаватель, Павел Якименко, предприниматель

Ошибка №1: вы изучаете только теорию

В чем подвох: теория сама по себе дает лишь представление о soft skills.

Вдумчивое чтение позволит понимать и узнавать навыки в реальной жизни. Но развивать их нужно на практике, глядя на конкретный пример — наставника или преподавателя.

Невозможно научиться играть на гитаре, читая про постановку руки и разглядывая ноты. А вот много раз повторять движения за обучающим роликом, где ведущий разбирает и отыгрывает аккорды вместе с вами, — вполне рабочий вариант.

То же самое можно сказать и о развитии гибких навыков.

Если вы хотите научиться вести переговоры, недостаточно прочитать бестселлеры Марка Роудза или Джима Кемпа, нужно применять новые знания в любой подходящей ситуации.

Что делать: объединить теорию с практикой: не только читать, но и пробовать сразу же применять приемы.

Не делайте так: 4 ошибки, которые мешают развивать гибкие навыки ребенка

© Depositphotos

Ошибка №2: навыки отрабатываются только на тренингах

В чем подвох: тренинги дают краткосрочный эффект, если не закреплять новые умения в реальной жизни.

Чтобы сформировать навык, нужно постоянно повторять его в повседневной деятельности. На тренинге ведущий фактически успевает показать буквы и дает информацию, как складывать их в слоги, а вот задача научиться читать остается за участником.

В нейрофизиологическом плане это означает, что человек должен сознательно закрепить новые нейронные связи — тогда определенный тип реакции войдет в привычку. При этом в голове сохраняются уже хорошо выстроенные связи старых реакций. И мозгу удобно пускать импульсы по ним вместо того, чтобы пользоваться непроторенными дорогами.

Поэтому человек должен каждый раз задумываться и выбирать новую реакцию на знакомые события.

Это трудозатратный процесс, который требует упорства и энергии.

Что делать: после тренинга упражняться в разных жизненных ситуациях, где можно применить новый навык. Например, собрать команду для совместной подготовки к экзаменам, поучаствовать в конкурсе или запустить внеклассный проект.

Ошибка №3: вы читаете статьи в интернете

В чем подвох: статьи в интернете дают общие советы, которые сложно применить на практике конкретному человеку.

Каждый человек уникален: его психологический склад, опыт, жизненные установки, деятельность.

Общие комментарии специалистов могут помочь ровно в той же степени, как общая рекомендация врачей укреплять иммунитет. Как именно это делать, может сказать только профессионал, разобравшийся в ситуации: от нее зависит препарат, доза, время и длительность приема.

Частные истории, где люди делятся своим опытом, также могут не подойти определенному человеку: просто не вписаться в его учебу, распорядок жизни и возможности. Поэтому, читая разные статьи, включайте критическое мышление: как минимум вы сможете отработать этот навык.

Также учите ребенка критически подходить к разной информации и проверять ее в нескольких источниках.

Что делать: выбирать только экспертные статьи и учитывать индивидуальные особенности.

Не делайте так: 4 ошибки, которые мешают развивать гибкие навыки ребенка

© Depositphotos

Ошибка №4: вы смотрите на популярных блогеров

В чем подвох: популярные блогеры показывают итог своей работы, а процесс остается за кадром.

Часто видео демонстрируют результат, а не путь и начало процесса. Поэтому вопрос, как добиться того же, остается открытым.

Сколько неудачных переговоров и презентаций провел человек, прежде чем научился договариваться, слышать обратную связь и адекватно реагировать на нее? Сколько часов, дней или лет он маленькими шажками шел к тому, что вы видите на экране? А главное: насколько эти усилия подойдут для достижения ваших целей?

Если не отвечать на подобные вопросы, может показаться, что каждому нужен результат, который демонстрирует популярный блогер.

Но это все равно, что стремиться построить дом, не зная ничего о строительстве.

Что делать: критически смотреть на истории успеха и помнить, что за впечатляющими результатами всегда стоит огромный труд.

«Блогеры, как правило, имеют большую аудиторию и охваты, но при этом не являются экспертами в какой-то теме. Зачастую они выступают только как генераторы контента. Нужно скептически относиться к тому, что они транслируют. В этом как раз помогают два гибких навыка: критическое мышление и умение анализировать информацию, — комментирует Павел Якименко. — Не стоит верить каждому утверждению в интернете, пока вы не выяснили природу его появления».

Выводы

1. Изучать теорию по книгам нужно, чтобы получить определенные знания, но сам навык придется отрабатывать на практике.

2. Посещать тренинги можно только с тем условием, что закреплять приемы вы будете самостоятельно в каждодневной жизни.

3. Читать статьи в интернете не полезнее, чем следовать общим «медицинским» рекомендациям: какого-то эффекта можно добиться, но вряд ли чужой опыт приведет к желаемому результату.

4. Смотреть ролики популярных блогеров — все равно что видеть верхушку айсберга: за кадром остаются огромные усилия и труд.

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!