Формирование мозга ребенка: раннее развитие и билингвизм
Формирование мозга ребенка: раннее развитие и билингвизм
В серии образовательных видео "Три ключевых принципа раннего развития", подготовленных центром развития ребенка университета Гарварда, показан процесс формирования нейронных связей между участками младенческого мозга. Авторы ставили своей целью донести до зрителя доказанный факт, что здоровое гармоничное развитие ребенка в первые годы жизни создает фундаментальную базу для всех его дальнейших успехов в образовании, профессии и социальных связях. Ранее развитие напрямую связано с будущим здоровьем ребенка, а также помогает в формировании успешной модели родительского поведения, необходимой для следующих поколений.
По словам директора центра Джека Шонкофа (Jack Shonkoff), младенец рождается с максимальным количеством клеток мозга, далее в процессе взросления их количество будет только уменьшаться. У новорожденного крайне мало связей между этими клетками, поэтому его мозг начинает формировать нейронные связи: примерно 700 связей в секунду в течение первых пяти лет жизни.
Обратная связь с ребенком - основа развития нейронных связей
Наши гены – это всего лишь схематичный план того, каким человек может стать. Именно пережитый опыт и окружающая среда определяют, как именно в человеке проявятся (и проявятся ли вообще) генетические предрасположенности. Совместно гены и окружающая среда создают "архитектуру" мозга, формируя основы нашего поведения и здоровья, влияя на способности к обучению и профессиональные склонности.
Одним из ключевых элементов формирования качественных нейронных связей для младенца является взаимодействие со значимыми взрослыми. Через мимику, жесты и первые звуки ребенок собирает от взрослых информацию о внешнем мире. Взрослый "принимает" вербальный или мимический запрос ребенка и тут же отвечает на него словом или эмоцией. Получая обратную связь, ребенок открывает для себя основы устройства этого мира.
Такое взаимодействие становится основой развития нейронных связей, и каждый следующий навык, приобретаемый по мере взросления ребенка, опирается на предыдущие знания. Наглядно это можно увидеть на примере развития навыка чтения: ребенок сначала видит картинки и слышит от родителя название изображения, затем он понимает, что изображенные символы (буквы) можно обозначать звуками и складывать в слова, ребенок слышит читающего вслух родителя и вскоре начинает читать сам. Но каждый следующий этап в развитии этого навыка опирается на предыдущий опыт.