Как подготовить победителя Всероссийской олимпиады: реальный опыт учителя

Преподаватель русского языка — о том, какие ученики имеют шанс на победу в олимпиаде и как их к ней привести.

Победа во Всероссийской олимпиаде — заветная мечта многих школьников, ведь диплом победителя или призера ее заключительного этапа открывает двери в лучшие вузы страны. Но возникают вопросы: каких учеников можно к этому подготовить, а главное, как это сделать?

Екатерина Дымонт, преподаватель русского языка Центра образования «Коалиция», в прошлом абсолютный победитель Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2003 года, олимпиадный тренер победителей и призеров Всероса по этому предмету, в частности ее абсолютного победителя 2018 года, дала «Летидору» ответы на эти важные вопросы и поделилась ценными советами.

Екатерина Дымонт

У кого есть шанс победить

Мы любим вешать на людей ярлыки, делить на физиков и лириков, способных и неспособных. От многих педагогов и родителей можно услышать, что участие в олимпиадах — это лишь для одаренных ребят, «среднестатистическим» школьникам без особых способностей успеха на них не добиться, не следует даже тратить свое время.

На самом деле это не так.

Если ребенок искренне любит предмет, интересуется им и готов прикладывать максимум усилий, чтобы изучить все его нюансы, то он уже имеет все шансы на победу.

Все остальное, в том числе «натаскивание» на важные алгоритмы выполнения олимпиадных заданий, — задача преподавателя.

Конечно, мы все с вами разные: даже при одинаковой искренней заинтересованности кто-то думает быстрее, кто-то медленнее, и темп прогресса может существенно различаться.

Однако нет ничего невозможного, если есть желание много заниматься, читать сложную литературу, узнавать новое и прогрессировать.

Когда мы говорим о разных способностях, мы не всегда констатируем факт, что кто-то более способен, чем другие. К одной и той же цели разные люди могут прийти разными способами, потому что у кого-то больше развито, к примеру, логическое мышление, а у кого-то — образное.

Задача педагога — вовремя замечать, какой прием хорошо работает с конкретным учеником, и корректировать стратегию подготовки.

Главные правила подготовки победителей

И вот мы приблизились к самому важному — каких же образовательных правил нужно придерживаться, чтобы приблизить заинтересованного ребенка к победе на олимпиаде.

Во-первых, всегда необходимо замечать хорошо работающие на конкретных детях приемы, развивать и закреплять этот удачный опыт.

Во-вторых, полезно следовать чеховскому «принципу ружья»: если в первом акте на стене висит ружье, то во втором или третьем оно должно выстрелить.

Когда мы вводим какие-то новые понятия, правила, то главная наша задача — грамотно, красиво и творчески их закрепить на практике.

Тут есть несколько моментов, с помощью которых мы можем сделать процесс закрепления эффективным и отнюдь не скучным:

1. После каждой порции нового материала, понятия или правила лучше сразу давать так называемое первичное закрепление.

2. Неожиданно (и это наиболее интересно!) возвращаться к данной теме уже после перехода на другую, после того как ученик отвлекся на другие мысли, переключил внимание.

Такое «спонтанное повторение» активизирует в сознании связи между разными явлениями.

Также немаловажно, на мой взгляд, доносить до школьников, что в языке и речи нет ничего скучного, что на каждом шагу таятся языковые изюминки, загадки и сюрпризы, стоит только посмотреть повнимательнее. То же можно сказать не только о языке, но и о любом другом предмете.

Если ребенок научится видеть в языковом и любом другом материале необычные, интересные, дискуссионные явления на разных уровнях, то он постигнет самое главное правило.

Говоря о практическом применении знаний, следует отметить, что школьнику необходимо объяснить одну вещь:

олимпиадные задания — это почти всегда набор определенных алгоритмов.

С одной стороны, есть типовые задания, которые меняются год от года, но все же основываются они на каком-то определенном наборе ключевых понятий, принципов и идей.

Нужно привыкнуть к их формулировкам, к метаязыку, понимать, что конкретно от нас требуют в том или ином задании, за что начисляют баллы.

С другой стороны, до него следует донести, что есть универсальные базовые навыки, необходимые для решения абсолютно любых задач. В случае с русским языком, например, это навыки анализа языкового материала на разных уровнях. Если их отрабатывать, начиная с самых основ, с простых заданий, ученики постепенно осмыслят язык как целостную и логичную систему, в которой все взаимосвязано. Тогда ребенок будет видеть любую задачу как набор определенных алгоритмов, которые при этом иногда могут применяться нестандартно.

Умение видеть одни и те же понятия, выраженные разными словами, смотреть на одно и то же явление под разными углами зрения — это и есть метаязыковые навыки.

Секреты мотивации

Мотивация — обязательное условие для достижения результата в любом деле. Конечно, главная мотивация к победе на олимпиаде для большинства — это поступление в вуз вне конкурса. Для кого-то — существенные денежные выплаты победителям и призерам.

Но все же, чтобы школьник стал лучшим из лучших, его нужно постоянно мотивировать именно на проникновение в суть предмета, а не просто на преимущества, которые ему это может дать.

Как же лучше это делать?

Во-первых, мотивация детей крепнет по мере того, как они вникают в логику и структуру олимпиадных заданий, ведь нас всегда воодушевляет собственный успех, когда мы начинаем понимать то, что прежде было «темным лесом».

Во-вторых, детям всегда полезно рассказывать как можно больше оригинальных, необычных, неоднозначных фактов. Нельзя не удивляться, например, тому, что в русском языке слова «чан» и «скатерть» являются исторически однокоренными и восходят к слову «доска», что слово «дважды» буквально означало «пройдя два раза», что слова «начало» и «конец» исторически однокоренные, что слова «бык» и «пчела» восходят к одному и тому же звукоподражанию.

Мне по душе прием, разжигающий в людях любознательность, — я прошу назвать предметы, которые нас окружают, и попробовать объяснить, почему у них именно такие имена.

И разгорается дискуссия, в ходе которой, выясняется, к примеру, что стол так назван вовсе не потому, что он стоит (данное существительное на самом деле мотивировано глаголом стелить), а вот стена как раз именно по этому признаку и получила свое имя, что слово «потолок» буквально означает предмет, находящийся напротив пола. В каком фразеологизме встречается устаревшее название пола или дна? Правильно, сгореть до тла! А слово «стул» заимствованное, но при этом содержит тот же индоевропейский корень, что исконно русские слова «стоять» и «ставить».

А дальше мы, отталкиваясь от этих примеров, переходим к общей логике, учимся доказывать родство слов регулярными чередованиями фонем, доказывать тождественность корня в исторически родственных словах, объясняя каждую фонему.

Совсем как теоремы в математике!

Такая работа с этимологией слов, а также работа в аналогичном ключе с другими разделами языка мотивирует учеников узнавать больше, учиться мыслить от частного к общему.

А также переходить от любопытных языковых фактов к закономерностям и языковой логике, а значит, и одерживать поеду за победой на олимпиадных этапах.

Что еще нужно знать тем, кто собирается участвовать в олимпиаде

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы дать напоследок школьникам и их родителям 4 важных совета.

• Относитесь к участию в олимпиадах и к системному изучению школьного предмета как к удовольствию, увлекательной игре, а не как к нудной «обязаловке» и источнику стресса.

• Читайте как можно больше научно-популярной литературы, рассказывающей об академических фактах в занимательной и доступной форме, а на более продвинутом уровне — серьезной научной литературы.

При этом хорошо анализировать каждую точку зрения и пробовать формировать свою позицию по каждому вопросу.

• Посещайте занятия, направленные именно на подготовку к олимпиадам, поскольку данный формат работы сильно отличается от подготовки к тем же экзаменам.

• И, главное, никогда не бойтесь участвовать как можно в большем количестве разнообразных олимпиад и конкурсов по выбранному предмету и смежных с ним. Русистам, к примеру, будет полезно участвовать в олимпиадах не только по русскому языку, но и по лингвистике, литературе, филологии.

Первый школьный этап Всероссийской олимпиады начинается уже с середины сентября, и он может стать прекрасным трамплином к будущим серьезным успехам!

Фото: Shutterstock.com

Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!

Семейный гороскоп