Преподаватель русского языка — о том, какие ученики имеют шанс на победу в олимпиаде и как их к ней привести. Победа во Всероссийской олимпиаде — заветная мечта многих школьников, ведь диплом победителя или призера ее заключительного этапа открывает двери в лучшие вузы страны. Но возникают вопросы: каких учеников можно к этому подготовить, а главное, как это сделать? Екатерина Дымонт, преподаватель русского языка Центра образования «Коалиция», в прошлом абсолютный победитель Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2003 года, олимпиадный тренер победителей и призеров Всероса по этому предмету, в частности ее абсолютного победителя 2018 года, дала «Летидору» ответы на эти важные вопросы и поделилась ценными советами.У кого есть шанс победить Мы любим вешать на людей ярлыки, делить на физиков и лириков, способных и неспособных. От многих педагогов и родителей можно услышать, что участие в олимпиадах — это лишь для одаренных ребят, «среднестатистическим» школьникам без особых способностей успеха на них не добиться, не следует даже тратить свое время. На самом деле это не так.Все остальное, в том числе «натаскивание» на важные алгоритмы выполнения олимпиадных заданий, — задача преподавателя.Конечно, мы все с вами разные: даже при одинаковой искренней заинтересованности кто-то думает быстрее, кто-то медленнее, и темп прогресса может существенно различаться.Однако нет ничего невозможного, если есть желание много заниматься, читать сложную литературу, узнавать новое и прогрессировать. Когда мы говорим о разных способностях, мы не всегда констатируем факт, что кто-то более способен, чем другие. К одной и той же цели разные люди могут прийти разными способами, потому что у кого-то больше развито, к примеру, логическое мышление, а у кого-то — образное. Задача педагога — вовремя замечать, какой прием хорошо работает с конкретным учеником, и корректировать стратегию подготовки.Главные правила подготовки победителей И вот мы приблизились к самому важному — каких же образовательных правил нужно придерживаться, чтобы приблизить заинтересованного ребенка к победе на олимпиаде. Во-первых, всегда необходимо замечать хорошо работающие на конкретных детях приемы, развивать и закреплять этот удачный опыт. Во-вторых, полезно следовать чеховскому «принципу ружья»: если в первом акте на стене висит ружье, то во втором или третьем оно должно выстрелить. Когда мы вводим какие-то новые понятия, правила, то главная наша задача — грамотно, красиво и творчески их закрепить на практике.Тут есть несколько моментов, с помощью которых мы можем сделать процесс закрепления эффективным и отнюдь не скучным:1. После каждой порции нового материала, понятия или правила лучше сразу давать так называемое первичное закрепление. 2. Неожиданно (и это наиболее интересно!) возвращаться к данной теме уже после перехода на другую, после того как ученик отвлекся на другие мысли, переключил внимание.Также немаловажно, на мой взгляд, доносить до школьников, что в языке и речи нет ничего скучного, что на каждом шагу таятся языковые изюминки, загадки и сюрпризы, стоит только посмотреть повнимательнее. То же можно сказать не только о языке, но и о любом другом предмете. Если ребенок научится видеть в языковом и любом другом материале необычные, интересные, дискуссионные явления на разных уровнях, то он постигнет самое главное правило. Говоря о практическом применении знаний, следует отметить, что школьнику необходимо объяснить одну вещь:С одной стороны, есть типовые задания, которые меняются год от года, но все же основываются они на каком-то определенном наборе ключевых понятий, принципов и идей.Нужно привыкнуть к их формулировкам, к метаязыку, понимать, что конкретно от нас требуют в том или ином задании, за что начисляют баллы. С другой стороны, до него следует донести, что есть универсальные базовые навыки, необходимые для решения абсолютно любых задач. В случае с русским языком, например, это навыки анализа языкового материала на разных уровнях. Если их отрабатывать, начиная с самых основ, с простых заданий, ученики постепенно осмыслят язык как целостную и логичную систему, в которой все взаимосвязано. Тогда ребенок будет видеть любую задачу как набор определенных алгоритмов, которые при этом иногда могут применяться нестандартно.Секреты мотивации Мотивация — обязательное условие для достижения результата в любом деле. Конечно, главная мотивация к победе на олимпиаде для большинства — это поступление в вуз вне конкурса. Для кого-то — существенные денежные выплаты победителям и призерам. Но все же, чтобы школьник стал лучшим из лучших, его нужно постоянно мотивировать именно на проникновение в суть предмета, а не просто на преимущества, которые ему это может дать. Как же лучше это делать? Во-первых, мотивация детей крепнет по мере того, как они вникают в логику и структуру олимпиадных заданий, ведь нас всегда воодушевляет собственный успех, когда мы начинаем понимать то, что прежде было «темным лесом». Во-вторых, детям всегда полезно рассказывать как можно больше оригинальных, необычных, неоднозначных фактов. Нельзя не удивляться, например, тому, что в русском языке слова «чан» и «скатерть» являются исторически однокоренными и восходят к слову «доска», что слово «дважды» буквально означало «пройдя два раза», что слова «начало» и «конец» исторически однокоренные, что слова «бык» и «пчела» восходят к одному и тому же звукоподражанию.И разгорается дискуссия, в ходе которой, выясняется, к примеру, что стол так назван вовсе не потому, что он стоит (данное существительное на самом деле мотивировано глаголом стелить), а вот стена как раз именно по этому признаку и получила свое имя, что слово «потолок» буквально означает предмет, находящийся напротив пола. В каком фразеологизме встречается устаревшее название пола или дна? Правильно, сгореть до тла! А слово «стул» заимствованное, но при этом содержит тот же индоевропейский корень, что исконно русские слова «стоять» и «ставить».А дальше мы, отталкиваясь от этих примеров, переходим к общей логике, учимся доказывать родство слов регулярными чередованиями фонем, доказывать тождественность корня в исторически родственных словах, объясняя каждую фонему. Совсем как теоремы в математике!А также переходить от любопытных языковых фактов к закономерностям и языковой логике, а значит, и одерживать поеду за победой на олимпиадных этапах.Что еще нужно знать тем, кто собирается участвовать в олимпиадеРезюмируя все вышесказанное, хотелось бы дать напоследок школьникам и их родителям 4 важных совета. • Относитесь к участию в олимпиадах и к системному изучению школьного предмета как к удовольствию, увлекательной игре, а не как к нудной «обязаловке» и источнику стресса. • Читайте как можно больше научно-популярной литературы, рассказывающей об академических фактах в занимательной и доступной форме, а на более продвинутом уровне — серьезной научной литературы.• Посещайте занятия, направленные именно на подготовку к олимпиадам, поскольку данный формат работы сильно отличается от подготовки к тем же экзаменам. • И, главное, никогда не бойтесь участвовать как можно в большем количестве разнообразных олимпиад и конкурсов по выбранному предмету и смежных с ним. Русистам, к примеру, будет полезно участвовать в олимпиадах не только по русскому языку, но и по лингвистике, литературе, филологии.Первый школьный этап Всероссийской олимпиады начинается уже с середины сентября, и он может стать прекрасным трамплином к будущим серьезным успехам! Фото: Shutterstock.com Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!