Почему деление детей на технарей и гуманитариев — это позапрошлый век
«Мой ребенок — гуманитарий», — эту фразу родители нередко произносят с тревожной интонацией, больше присущей разговорам о медицинских диагнозах, чем о детских наклонностях. Где же он будет работать в этом новом, высокотехнологичном мире? «Две картошки и колу, пожалуйста?» Может быть, еще не поздно развить в нем технические способности? А если не получится и ребенок уже решил, что станет писателем? Что же делать?
Четвертый год проходит Олимпиада Национальной технологической инициативы, первая командная инженерная олимпиада в России.
Ребята 13-16 лет собирают и программируют коптеры, подводных роботов, системы «умного дома» и протезы руки. Как ни странно, далеко не все из участников олимпиады на старте считают себя инженерами. Среди них есть учащиеся лингвистических гимназий и те, кто стал «так называемым гуманитарием» просто потому, что у него не сложились отношения с учителем физики.
Результаты олимпиады показывают, что у гуманитариев есть немало возможностей состояться в технических областях. Тут же возникает справедливый вопрос: а есть ли аналогичные возможности у технарей? Могут ли они состояться как гуманитарии?
Разобраться в теме нам помогает куратор школьных инженерных проектов и организатор Олимпиады НТИ Ольга Прудковская.
Почему не надо растить ни гуманитария, ни технаря в чистом виде
Каждый человек мечтает найти работу, которая стала бы делом его жизни. Но сделать это не просто, тем более когда у тебя в голове есть конкретные установки «Я — технарь», «Я — гуманитарий», ведь в современном мире огромное количество профессий находится на границе двух областей.
И чтобы найти дело мечты, надо пробовать как можно больше и ничего не бояться.
Приведу пример. Если так называемый гуманитарий интересуется искусством, полезно разобраться, что сейчас делается в сфере science-art, которая находится на стыке художественного и технологического начал. Сегодня можно быть художницей и биологом одновременно, как Марта де Менезес, создающая скульптуры из белков и меняющая рисунки на крыльях бабочек.
А работа на 3D-принтере, с помощью которого можно сделать и ювелирное украшение, и дом? Лазерная резка по одежде для девятиклассницы, мечтающей о карьере дизайнера? Все это требует и творческого, и инженерного начал. Это не частные, не единичные и уже даже не слишком экзотические примеры.
Современному родителю важно понять, что на любые предметы сейчас необходимо смотреть широко и междисциплинарно.
О том, почему ни роботы, ни инженеры не заменят гуманитария
Как ни странно, но в мире, где автоматизируется все большее количество профессий, потребность в специалистах, связанных со взаимодействием «человек-человек», только растет.
Любая инженерная и научная работа уже невозможна без коммуникации, как профессиональной, так и человеческой.
Современным ученым и инженерам приходится работать в больших междисциплинарных командах и искать общий язык; часто им приходится говорить с непосвященными, например с инвесторами, и простыми словами объяснять нужность своей работы. Все это не под силу человеку вне гуманитарного контекста.
И, конечно, специалист, способный написать убедительный текст на родном языке, обеспечить коммуникацию людей двух разных культур, помочь сформулировать идею — не пропадет.
Почему профессиональные качества решают далеко не все
Для того чтобы получить современного, не узконаправленного специалиста, нужно растить его бесстрашным. Бесстрашным перед игрой в КВН, танцами, занятиями кроссфитом, созданием разработок в области топливных ячеек, которые порадуют жюри технических конкурсов и принесут кучу грантов и поездок.
Это не абстрактный, а абсолютно реальный пример образа жизни одной из участниц кружкового движения Елены Светловой.
Деление на «гуманитариев» и «технарей», «мое» и «не мое», особенно когда дело не дошло до поступления, принесет ребенку один вред.
Если ребенок испытывает стойкое отвращение к физике через две недели после того, как начался предмет, скорее всего, дело не в нем и не в физике, а в учителе.
Том лекций Фейнмана может полностью изменить отношение к этой науке. Очень полезным может оказаться опыт участия в митапах и хакатонах, проектных школах, Олимпиаде НТИ.
Красивые интерьеры, головоломное оборудование, одухотворенные очкарики в свитерах с ироничными надписями, перспективы больших зарплат… Главное — подросток попадет в правильную «среду обитания», где выращиваются перспективные проекты на грани творчества и науки.
Как показать гуманитарию, что он может быть технарем
Лучший способ показать гуманитарию, что технарем быть не страшно, — найти для него интересные образовательные возможности.
Безусловно, качественное техническое, инженерное образование стоит денег. Но многому можно обучиться бесплатно с помощью разнообразных онлайн-курсов. Можно заниматься в платных и бесплатных технических кружках и технопарках.
Да, все самое новое будет стоить денег. Но те самые основы хорошо прописаны в онлайн-курсах.
Программировать на востребованных языках Python или C учат сейчас даже самых маленьких, и у них получается. Кстати, текстовых самоучителей еще больше, но современные подростки лучше воспринимают информацию визуально.
Конструктор Arduino помогает сделать первую работающую и программируемую железяку (работать она будет недолго, но радости принесет много).
Это вложение от 1000 рублей. Если этих денег нет, имеет смысл искать поблизости технопарк или ЦМИТ. Там есть не только электроника, но и станки, а значит, будет возможность научиться работать c 3D-принтером, резать лазером все — от значков до мебели.
Иными словами, сейчас есть масса возможностей, позволяющих показать гуманитарию, что естественные и технические науки — это интересно и отнюдь не находится за гранью его возможностей.
И напоследок
В России сейчас отмечается значительный кадровый голод во многих отраслях. Человек с головой и руками, будь он гуманитарий или технарь, не останется ни без места в вузе, ни без работы. Я знаю несколько программистов, которые в 17 лет уже работают; и работодателям как-то приходится считаться с тем, что у них то школа, то ЕГЭ.
Не так уж плохо в 17 лет диктовать условия работодателю, правда?
P.S. Текст написан гуманитарием, основавшим Фаблаб Московского Политеха (открытая техническая и творческая мастерская для молодых людей — прим. ред.), куратором технологических проектов для школьников и студентов, в прошлом специалистом в крупнейшей IT-компании, который тоже опасался, что его будущее может заключаться во фразе: «Две картошки и колу, пожалуйста!»
Фото предоставлены пресс-службой Олимпиады Национальной технологической инициативы