Опубликовано 11 апреля 2017, 15:00

Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве: инструкция от педагога

Педагог и психолог Светлана Пятницкая — о том, как тренировать одно из основных качеств для гармоничного развития ребёнка — умение ориентироваться в пространстве.
Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве: инструкция от педагога

«Летидор» уже рассказывал, как правильно объяснять ребёнку, что такое времена года, времена суток и время. Теперь важно научить малыша ориентироваться в пространстве. И вот как это сделать.

3–4 года — самое время постепенно знакомить малыша с такими пространственными понятиями, как «справа», «слева», «впереди», «сзади», «слева», «вверху», «внизу».

Взрослому это проще всего сделать во время рутинных дел. Обращайте внимание, в какой руке вы держите кисточку для рисования и в какой руке держит кисточку малыш.

Когда собираетесь на прогулку, скажите: «Обуваем на правую ножку один ботинок, на левую — другой». Во время еды: «Ложку держим в правой руке, а хлеб — в левой». В ванной: «Вымоем щёчки, вымоем носик» и так далее.

Важно, чтобы сначала ребёнок научился ориентироваться в пространстве «на себе» (то есть знал, где у него какая рука, нога и так далее), а потом уже можно его учить ориентироваться «от себя» (на окружающих предметах).

Вигре «Воробушки» показывайте и называйте движения: «Поднимаем ручки вверх, помашем ручками-крылышками, как машут воробушки. Птички летали, крылышками махали, устали. Сядем вниз, поклюём зёрнышки».

Дети очень любят игры с тряпочками и платочками. Пляшите с платочками, показывая движения:

Возьми платочек в правую (левую) руку, подними его вверх, опусти вниз.

В 4–5 лет важно уметь определять направление от себя, двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо-налево), обозначать положение предмета по отношению к себе («Передо мной шкаф», «Справа от меня окно», «Слева от меня стол»).

Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве: инструкция от педагога

Познакомьте малыша с пространственными отношениями: далеко-близко. Гуляя с ребёнком, обращайте внимание на расстояние до разных объектов, играя в игру «Далеко и близко, высоко и низко» : что находится ближе к нам, а что дальше от нас? Какие деревья растут около дома, а какие далеко от него?

В 5–6 лет закрепляйте и расширяйте пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.

Обучая пятилетку с помощью рисования, предложите ему игру «Будь внимательным!». Ребёнок выполняет вашу инструкцию: ставит на верхнюю часть листа кошку, а на нижнюю — рыбку. Вверху другого листа рисует прямоугольник, а внизу — ромб.

Закрепляйте понимание отношений: слева-справа, налево-направо, вверху-внизу, впереди-сзади. Учите детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому предмету:

Справа от мишки сидит лиса, слева от мишки стоит слон, позади мишки стоит жираф, а впереди мишки стоит зебра.

Учите ребёнка двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии с указателями простейших маршрутов (указатель: стрелка налево, стрелка направо); уточняйте местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между мамой и папой, позади дедушки, за бабушкой, около меня стоит сестрёнка».

Начинайте знакомить малыша с правилами дорожного движения. Показывайте места переходов и их указатели. Упражняйтесь в том, когда и как можно переходить улицу.

Как научить ребёнка ориентироваться в пространстве: инструкция от педагога

Помните, что в основе ориентировок светофора лежит чёткая дифференциация правого и левого направлений.

С 6–7 лет учите ребёнка ориентироваться на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до), выполняя графические диктанты.

В этом возрасте важно научить составлять графическое изображение пространственных отношений и моделировать их в виде рисунка, чертежа, плана и схемы.

Для этого предложите игру «Комната малыша». Возьмите лист бумаги и схематично (пользуясь условными обозначениями в виде геометрических фигур) нарисуйте обстановку вашей любимой комнаты. После этого попросите ребёнка показать, где что вы расположили.

Для того чтобы свободно разбирать план-схему, малышу необходимо тщательно её анализировать, соотносить реальную обстановку с её схематическим изображением, а значит, для этого нужны повторения и упражнения, поддержка и терпение со стороны взрослого.

В игре «Если правильно пойдёшь, то игрушку ты найдёшь!» взрослый заранее прячет её со словами: «Сейчас я тебе буду говорить, в каком направлении идти и сколько шагов надо сделать, чтобы найти игрушку. Если ты будешь внимательно и точно выполнять команды, то игрушку найдёшь быстро». И говорите, например: «Сделай три шага вперёд. Повернись направо. Сделай четыре шага прямо. Повернись налево. Сделай шаг прямо. Повернись направо и нагнись. Ты увидишь то, что искал».

Семилетка может придумать такой же маршрут самостоятельно и «продиктовать» его взрослому.

Обращайте внимание, как ребёнок обозначает маршрут и замечает ли он, если вы ошибаетесь?

Большой популярностью на прогулке пользуются игры в «Кладоискателей», «Путешественников», «Пиратов», «Разведчиков».

Возьмите лист бумаги и «состарьте» его, нанесите план местности, отметив кусты, деревья, холмы в качестве ориентиров, и такая игра надолго увлечёт непосед во время вылазки на природу.

Никогда не забуду, сколько счастья было у моих воспитанников, когда на прогулке они передвигались от объекта к объекту, выполняя различные задания от морской свинки (у нас было наблюдение живого объекта на занятии), а уже в группе нашли пакет с морковью. Детям особенно нравится, когда в конце игры их ждёт что-нибудь вкусное.