В эти уличные игры можно поиграть с малышом только весной
С наступлением весны нас всё больше радует солнышко. Именно поэтому утром и днём надо чаще бывать с детьми на свежем воздухе. Как провести прогулки с пользой, рассказывает педагог и детский психолог Светлана Пятницкая.
Игры с солнцем
Вынесите на прогулку зеркальце. Скажите малышу: «Стало тепло и к нам прискакал солнечный зайчик! Хочешь с ним познакомиться и поиграть?» Наведите солнечный луч на стену и расскажите стишок:
Солнечный зайчик скачет на стене,
Помани ты пальчиком, пусть бежит к тебе.
Вот он, — светленький кружок,
Вот-вот-вот — правей… левей! (двигайте зеркальце в соответствии со словами)
Зайчик — шустренький зверёк, убежал на потолок…
Предложите дошкольникам понаблюдать за движением солнца; определить, где снег сошёл быстрее: в тени или на пригорке? Какие предметы быстрее нагреваются: светлые или тёмные? Когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером?
На земле, пригретой солнцем, появляются первые цветы — мать-и-мачеха, а затем и одуванчики.
С детьми 4-5 лет можно сравнивать эти растения, используя игру «Чем похожи? Чем отличаются?». Малыши уже помнят, что стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками.
В 5-7 лет обратите внимание, что нижняя сторона листа мать-и-мачехи опушена волосками, мягкая. Если погладить ее ладошкой, кажется, словно ласковая мамочка касается тебя. А зелёная гладкая сторона листа холодная, отсюда и название у растения такое. У одуванчика листья резные, продолговатые, образуют розетку.
Игры с лужами
В начале весны, пока температура по ночам ещё опускается ниже нуля, лужи покрываются тонкой плёнкой льда, который так нравится разбивать детям. Порассуждайте вместе, почему вода в лужах застыла, как она превратилась в лёд. Убедитесь, что лёд прозрачный, а в некоторых местах сквозь него можно даже рассмотреть веточки или прошлогоднюю листву на дне лужи.
Лужи всегда привлекают детей.
Перед тем как уйти домой, разрешите если не походить по луже в резиновых сапогах, то хотя бы измерить её глубину с помощью палочки.
Для этого намотайте чуть выше кончика палки зелёную проволоку, ещё выше — жёлтую, ещё выше — красную. Зелёная отметка, которой коснулась вода — лужу можно перейти вброд, жёлтая — переходить стоит медленно и осторожно, красная — в лужу опасно наступать, можно зачерпнуть воды в сапоги.
Малыши с удовольствием бросают в лужи щепки, камешки, палочки и смотрят, что с ними будет. Познакомьте трёхлетку со свойствами некоторых материалов: «Камень тяжёлый, поэтому утонул. Щепка или фантик от конфеты лёгкие, поэтому плывут. Со временем бумага размокает, становится тяжёлой, идёт ко дну».
Затейте весёлые игры возле ручьёв.
Сделайте запруды из веток, земли, песка и камней, пустите лодочки из скорлупы от орехов, коры деревьев.
Детям нравится наблюдать за ручейками. Пройдите вместе по их течению, спросите: «Почему они стекают через решётки в сток? Что бы случилось, если бы вода оставалась на поверхности земли?» Такие вопросы стимулируют развитие мышления и логики детей, способность к установлению причинно-следственных связей.
Игра «Что изменилось?» привлекает и трёхлетку, и пятилетку. Каждый раз, выходя во двор, интересуйтесь у ребёнка, что изменилось: «Вокруг деревьев недавно лежали сугробы снега (солнце сквозь деревья проникает медленнее, задерживая их таяние), а теперь растаяли, превратились в воду. Луж стало больше, они стали глубже. Воробьи зимой сидели, нахохлившись, а теперь чирикают, собравшись в шумные стаи (посмотрите, как они купаются в лужах). На сухих местах, где была голая земля, начинают проклёвываться первоцветы и трава» и так далее.
По весне садовники обрезают деревья, чтобы они лучше росли, стали гуще и красивее. Собрав ветки домой, сделайте косой срез (чтобы поверхность для всасывания воды была больше). Поставьте их в воду (меняя каждые 4 дня).
Через некоторое время спросите: почему во дворе на ветках ещё почки, а дома уже появились листочки?
В 5-6 лет поиграйте в игру «Было-стало». Поначалу можно помогать ребёнку, начиная фразы: «Зимой небо было хмурое, а весной стало…», «Земля была покрыта снегом, а теперь…», «Птицы зимовали в тёплых странах, а весной…». Детям 6-7 лет предложите игру-соревнование «Кто больше признаков весны назовёт?». Эти игры помогают быть наблюдательным, внимательным и чутким к изменениям в природе.
Кроме того, мы уже писали об играх с камнями, воздухом и песком, о которых можно почитать вот здесь.
Если у вас есть дачный участок, привлекайте ребёнка к посеву семян гороха, редиса, укропа. Рассматривайте их перед посадкой: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупнее, чем у редиса; они разные по цвету.
Выбираясь к водоёму, посмотрите, как плавают на прогретой поверхности воды лягушки, послушайте их песни. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по бокам шеи у них раздуваются и опадают крупные круглые пузыри. Они усиливают звук, наполняясь воздухом, поэтому песни болотных певцов так хорошо слышны на расстоянии.
К завершению весны успейте полюбоваться цветущими деревьями, насладитесь их благоухающим ароматом. Обратите внимание на насекомых, стремящихся полакомиться сладким нектаром. Наслаждайтесь каждым днём, и тогда каждая прогулка превратится в маленькое приключение.
Фото: Legion-media.ru, МИА "Россия сегодня".