Педагог — о том, как весело и с пользой погулять с ребёнком на улице. С наступлением весны нас всё больше радует солнышко. Именно поэтому утром и днём надо чаще бывать с детьми на свежем воздухе. Как провести прогулки с пользой, рассказывает педагог и детский психолог Светлана Пятницкая. Игры с солнцем Вынесите на прогулку зеркальце. Скажите малышу: «Стало тепло и к нам прискакал солнечный зайчик! Хочешь с ним познакомиться и поиграть?» Наведите солнечный луч на стену и расскажите стишок: Солнечный зайчик скачет на стене, Помани ты пальчиком, пусть бежит к тебе. Вот он, — светленький кружок, Вот-вот-вот — правей… левей! (двигайте зеркальце в соответствии со словами) Зайчик — шустренький зверёк, убежал на потолок…Предложите дошкольникам понаблюдать за движением солнца; определить, где снег сошёл быстрее: в тени или на пригорке? Какие предметы быстрее нагреваются: светлые или тёмные? Когда солнце греет сильнее: утром, днём или вечером?С детьми 4-5 лет можно сравнивать эти растения, используя игру «Чем похожи? Чем отличаются?». Малыши уже помнят, что стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками. В 5-7 лет обратите внимание, что нижняя сторона листа мать-и-мачехи опушена волосками, мягкая. Если погладить ее ладошкой, кажется, словно ласковая мамочка касается тебя. А зелёная гладкая сторона листа холодная, отсюда и название у растения такое. У одуванчика листья резные, продолговатые, образуют розетку. Игры с лужами В начале весны, пока температура по ночам ещё опускается ниже нуля, лужи покрываются тонкой плёнкой льда, который так нравится разбивать детям. Порассуждайте вместе, почему вода в лужах застыла, как она превратилась в лёд. Убедитесь, что лёд прозрачный, а в некоторых местах сквозь него можно даже рассмотреть веточки или прошлогоднюю листву на дне лужи. Лужи всегда привлекают детей.Для этого намотайте чуть выше кончика палки зелёную проволоку, ещё выше — жёлтую, ещё выше — красную. Зелёная отметка, которой коснулась вода — лужу можно перейти вброд, жёлтая — переходить стоит медленно и осторожно, красная — в лужу опасно наступать, можно зачерпнуть воды в сапоги.Малыши с удовольствием бросают в лужи щепки, камешки, палочки и смотрят, что с ними будет. Познакомьте трёхлетку со свойствами некоторых материалов: «Камень тяжёлый, поэтому утонул. Щепка или фантик от конфеты лёгкие, поэтому плывут. Со временем бумага размокает, становится тяжёлой, идёт ко дну».Сделайте запруды из веток, земли, песка и камней, пустите лодочки из скорлупы от орехов, коры деревьев. Детям нравится наблюдать за ручейками. Пройдите вместе по их течению, спросите: «Почему они стекают через решётки в сток? Что бы случилось, если бы вода оставалась на поверхности земли?» Такие вопросы стимулируют развитие мышления и логики детей, способность к установлению причинно-следственных связей. Игра «Что изменилось?» привлекает и трёхлетку, и пятилетку. Каждый раз, выходя во двор, интересуйтесь у ребёнка, что изменилось: «Вокруг деревьев недавно лежали сугробы снега (солнце сквозь деревья проникает медленнее, задерживая их таяние), а теперь растаяли, превратились в воду. Луж стало больше, они стали глубже. Воробьи зимой сидели, нахохлившись, а теперь чирикают, собравшись в шумные стаи (посмотрите, как они купаются в лужах). На сухих местах, где была голая земля, начинают проклёвываться первоцветы и трава» и так далее. По весне садовники обрезают деревья, чтобы они лучше росли, стали гуще и красивее. Собрав ветки домой, сделайте косой срез (чтобы поверхность для всасывания воды была больше). Поставьте их в воду (меняя каждые 4 дня).В 5-6 лет поиграйте в игру «Было-стало». Поначалу можно помогать ребёнку, начиная фразы: «Зимой небо было хмурое, а весной стало…», «Земля была покрыта снегом, а теперь…», «Птицы зимовали в тёплых странах, а весной…». Детям 6-7 лет предложите игру-соревнование «Кто больше признаков весны назовёт?». Эти игры помогают быть наблюдательным, внимательным и чутким к изменениям в природе. Кроме того, мы уже писали об играх с камнями, воздухом и песком, о которых можно почитать вот здесь. Если у вас есть дачный участок, привлекайте ребёнка к посеву семян гороха, редиса, укропа. Рассматривайте их перед посадкой: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупнее, чем у редиса; они разные по цвету. Выбираясь к водоёму, посмотрите, как плавают на прогретой поверхности воды лягушки, послушайте их песни. Если внимательно приглядеться, можно увидеть, как по бокам шеи у них раздуваются и опадают крупные круглые пузыри. Они усиливают звук, наполняясь воздухом, поэтому песни болотных певцов так хорошо слышны на расстоянии. К завершению весны успейте полюбоваться цветущими деревьями, насладитесь их благоухающим ароматом. Обратите внимание на насекомых, стремящихся полакомиться сладким нектаром. Наслаждайтесь каждым днём, и тогда каждая прогулка превратится в маленькое приключение. Фото: Legion-media.ru, МИА "Россия сегодня".