Опубликовано 22 ноября 2016, 16:00

Эти простые игры для развития памяти должна знать каждая мама

Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает про особенности детской памяти и делится простыми играми на её развитие.
Эти простые игры для развития памяти должна знать каждая мама

Развитие детской памяти отлично поддается направленному воздействию со стороны взрослых. Правда, чтобы оказать это воздействие, важно понимать, как устроен механизм запоминания в период дошкольного детства.

О двух особенностях детской памяти

  • Детская память носит непроизвольный характер

Дети от 1 до 3 лет способны выучить все что угодно без всяких усилий. Наверняка вы замечали, насколько легко малыши запоминают потешки, песенки, стишки. Лучше всего они держат в голове то, что вызывает больше эмоций, формирует яркие образы и ассоциации. Воспользуйтесь этим. Внимательно наблюдайте за ребенком и подавайте информацию в том ключе, в котором малыш воспримет ее лучше всего.

  • Детская память непосредственна

Взрослые могут выделить смысл услышанного или увиденного, запоминая именно его. Мы ставим цель и подбираем эффективные средства для ее достижения. Малыши так сделать не могут. Если мы испытываем трудности с усвоением информации, то используем приемы мнемотехник. Так, учитель русского языка предлагает выучить слова-исключения, в которых «ц» пишется с «ы» с помощью странного предложения «Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц» (использована мнемотехника).

В отличие от нас, дети-дошкольники ещё не могут использовать какие-либо вспомогательные средства для запоминания осознанно. Так что развитие памяти ребёнка во многом зависит от воспитательных действий с нашей стороны.

Эти простые игры для развития памяти должна знать каждая мама

7 игр на развитие памяти

К трём годам можно и нужно формировать у малыша произвольную память. Вместе с тем стоит помнить, что вне конкретной деятельности крохе сложно удержать что-то в голове. Поэтому эффективнее всего развивать память в повседневных играх.

Магазин

Предложите малышу купить в магазине определённые продукты из 4-5 хорошо знакомых ему наименований.

Праздник у куклы

Запомнить, какие подарки принесут с собой гости (зайка — морковку, медвежонок — бочонок мёда и так далее).

Эти простые игры для развития памяти должна знать каждая мама

Угадай, кого не стало

В шкаф с прозрачными дверцами на разные полки положите мягкие игрушки. Рассмотрите и назовите, кто где живёт: «Смотри, это лиса. Она живёт на верхней полке. А это — мышка, она живёт на нижней полке». Малыш закрывает глаза, а вы убираете одну игрушку. Открыв глаза, пусть назовёт, кого не стало. По такому же принципу можно сажать игрушки за стол, расставлять определённую посуду каждому участнику игры.

Волшебный коврик

Дети 4-5 лет внимательно рассматривают и запоминают несложный узор из геометрических фигур на листе бумаги. Их задача — выложить на пустом листе такой же узор по памяти. С возрастом количество фигур можно увеличивать, а время на запоминание уменьшать.

Важно помнить, что работа со словесным материалом играет большую роль при обучении в школе, поэтому в возрасте 5-7 лет следует обратить внимание и на развитие словесной памяти.

Угадай, чего не стало

Возьмите 5-6 игрушек малыша и разложите их перед ним в линию. Пусть он назовёт все предметы, а затем закроет глаза (отвернётся). В это время уберите одну игрушку и предложите вновь взглянуть на предметы. Задача ребёнка 4-5 лет — угадать, чего не стало. В 5-6 лет таких предметов может быть 6-8, в 6-7 лет — 8-10. В этой увлекательной игре можно использовать и карточки с иллюстрациями (диких и домашних животных, фруктов и овощей, птиц и цветов).

Тем самым вы развиваете не только память, но и речь, внимание, усидчивость малыша. Когда маме необходимо выполнить срочное дело, эта игра станет палочкой-выручалочкой. Ведь её можно усложнять: увеличивать количество предметов; оставлять всё как было и даже предложить место ведущего самому ребёнку. Уверена, он примет это предложение с воодушевлением.

Эти простые игры для развития памяти должна знать каждая мама

Что изменилось

Эта игра напоминает предыдущую. Разница в том, что вы меняете местами, к примеру, лепестки цветика-семицветика, добиваясь, чтобы ребёнок произносил: «Красный лепесток был вторым по счёту, а теперь стал пятым». Для усложнения можно оставлять всё как было или добавлять новые элементы. Дети очень любят эти занимательные игры и обязательно придумают индивидуальный способ, доверьтесь им в этом.

Что может быть…

Ребёнку 3-5 лет задайте вопрос: «Что может быть… сладким? (сахар, конфета, мамин поцелуй); …синим (море, небо, платок); …шершавым (скамейка, язык кошки, кора дерева)». Детям старше 5 лет усложните задание, попросив отгадать описательную загадку. Например: «Круглое, румяное, сладкое, сочное… что это?» — «Яблоко!»

В 6-7 лет дети способны завершать предложения такого плана: «О чём можно сказать: «Жёлтое… солнце»; «алый… арбуз»; «хмурое… небо»; «глубокая… лужа».

Использование предложенных игр положительно влияет не только на развитие памяти, но и на умственную деятельность вашего дошкольника в целом.