4 мнемотехники, которые помогут справиться с уроками
4 мнемотехники, которые помогут справиться с уроками
Преподаватель математики, участник проекта «Учитель для России» Александр Ядрин рассказал «Летидору» о простых мнемотехниках, которые помогут быстрее справиться с домашним заданием.
Мнемотехника — это совокупность приемов, которые человек использует, чтобы что-то легко запомнить или изучить.
Любая мнемотехника базируется на 5 простых правилах (нужно соблюдать хотя бы одно, но лучше несколько):
-
То, что надо запомнить, должно быть связано с нами. Мы говорим: «Я что-то делаю…».
-
Образ, который у вас появится, должен быть нелогичным.
-
Ассоциация должна быть смешной.
-
Чем более абсурдным или абстрактным будет образ — тем лучше.
-
Когда запоминаете, постарайтесь связать предмет с первой ассоциацией, которая приходит в голову.
Метод Цицерона или система римской комнаты
Метод назван в честь древнеримского оратора, который мог легко, без подглядывания в бумажку рассказывать пятичасовые лекции. Он работает для запоминания большого объема информации, при этом не требует от школьников особой подготовки.
Его суть в том, чтобы мысленно привязать единицу запоминаемой информации к объектам в комнате.
Лучше делать это в знакомой обстановке, чтобы потом было просто восстановить картину в голове и, соответственно, вспомнить нужные факты. Именно так делал Цицерон, когда готовился к своим выступлениям. Он связывал ключевые моменты из лекций с предметами в своем доме, а затем представлял их в четкой последовательности и таким образом держал в голове многочасовой «скелет» лекции.
Чтобы у вас получилось работать по этому методу, надо сесть в комнате, осмотреться и выбрать в каком направлении вы будете двигаться (по часовой или против часовой стрелки). Затем мысленно отметить предметы (дверь, кровать, шкаф, батарея, стол и другие), подумать, как их можно связать с информацией, которую вам нужно запомнить.
Например, вам нужно выучить все моря, которые омывают Россию. Найдите карту России, выпишете названия, и по одному начинайте привязывать их к предметам в комнате. Рассуждайте так: «Черная дверь, пусть это будет черное море, деревянная рама картины напоминает лапти, значит станет морем Лаптевых, легкий тюль у открытого окна свяжите с Белым морем». У каждого будут свои ассоциации и образы. Экспериментируйте, используйте мнемотехники и результат не заставит себя ждать.
Чтобы хорошо запомнить что-то с помощью этого метода, достаточно восстановить картину в своей голове 2-3 раза, и потом в ответственный момент вы без труда перечислите нужные факты.
3 простые истины про отношения с детьми от педагога Димы Зицера
Метод Аткинсона
Ричард Аткинсон — профессор психологии Стэндфордского университета, известен своими работами в области исследования человеческой памяти.
В университете Аткинсон преподавал русский язык. Как-то он задумал провести эксперимент на запоминание русских слов: дал одной группе студентов зазубрить русские слова, а второй попросил запомнить слова с помощью созвучий. Прекрасный результат показала именно вторая группа.
Метод Аткинсона хорош для изучения иностранных языков. Например, вам нужно запомнить слово «oak» (читается «оак» — с английского «дуб»). Находите в русском фонетическую ассоциацию. Это может быть слова «око» или «окно». Далее привязываете эту ассоциацию с предметом, который обозначает это слово: окно сделано из дуба. Когда вам нужно будет вспомнить, как будет по-английски «дуб» вы легко сделаете, восстановив цепочку ассоциаций.
Метод пиктограммы и анимации
Метод пиктограммы разработал психолог, основатель отечественной нейропсихологии Александр Лурия.
Метод пиктограммы отлично подходит для того, чтобы учить стихи. Особенно хорошо работает с визуалами. К слову, почти у 80% детей визуальный канал — ключевой способ восприятия информации.
У проекта «Arzamas» есть приложения для смартфонов, которые показывают этот метод в действии. В стихотворения Пушкина, Мандельштама, Есенина нужно подставлять «эмодзи» (картинки наподобие смайликов) вместо слов.
Не обязательно использовать приложение, достаточно попросить детей переписать стихотворение и в каждой строчке закодировать одно из слов пиктограммой (т.е. нарисовать это слово). Также дети хорошо учат стихотворения, прорабатывая их с помощью действий. Жестикулируя, как бы проживая каждую строчку (важно одновременно проговаривать его вслух) ребенок делает авторские образы понятными для себя.
5 лайфхаков из мира электронных услуг, о которых вы не знали
Метод карточек
Систему флэш-карточек для запоминания разработал немецкий популяризатор науки Себастьян Лейтнер. Обычно ее используют для изучения иностранного языка, но я решил применить систему к геометрии.
Я перечитал школьные учебники по планиметрии с 7 по 9 класс и выписал ключевые тезисы. Затем написал их на карточки. С одной стороны — тезис, с противоположной стороны — коротко суть. Например, на одной стороне написано «признаки параллельных прямых», на обратной — непосредственно эти признаки (односторонние углы в сумме равны 180, накрест лежащие углы равны и соответственные углы равны).
Как это работает: все карточки лежат в одной стопке. Ученик начинает их перебирать, читает тезисы. Если он вспоминает, правило, то откладывает карточку в одну стопку, те тезисы, которые вызывают затруднение — в другую. Потом ученик детально прорабатывает вторую стопку карточек, и снова начинает с ними работать. Важно тасовать карточки и делать несколько подходов за день. Согласно исследованиям немецкого психолога Г. Эббингауза, для длительного запоминания нужно вспомнить материал сразу после изучения, потом второй раз – через 20 минут, третий — через 8 часов, четвертый — через 24 часа и последний перед уроком. Мои ученики с помощью этого метода вскоре станут пуленепробиваемыми в геометрии, а значит будут более уверенными в этом предмете.
Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.