Опубликовано 04 января 2017, 14:00

Главное — не мешать ребёнку расти

Бывший директор школы и заботливый папа двух дочек — о том, как не мешать ребёнку расти.
Главное — не мешать ребёнку расти

© Legion-Media.ru

Я бесконечно благодарен своей маме за воспитание. Я всегда чувствовал себя счастливым и свободным ребенком, имел пространство для творчества и для экспериментов.

Меня не ругали за разбитые вазы, разрисованные стены, за гвозди, вбитые в пол. Не наказывали за двойки или за позднее возвращение домой. Эти темы обсуждались, но всегда спокойно и конструктивно, без стресса и криков. Это сохраняло во мне ресурс для размышлений, я делал правильные выводы и корректировал свое поведение. Меня не сгибали, мне помогали увидеть ситуацию с разных ракурсов и направляли в нужную сторону.

Коуч, консультант в сфере образования

Коуч, консультант в сфере образования

Главное — не мешать ребёнку расти

В детстве я хотел быть поваром, парикмахером, геодезистом, учителем. И обо всех этих планах знали мои родители, и они всегда принимали мои желания и помогали воплотить их в жизнь. Когда мне исполнилось 20 лет, я все чаще стал слышать в их адрес слова благодарности за воспитание сына, а когда у меня появились собственные дети, мне захотелось узнать, в чем секрет такого подхода и как маме удалось вложить в меня столько добра. На мой вопрос «Как у тебя это получилось?» она ответила очень просто: «Я просто не мешала тебе расти».

Я улыбнулся и понял, что делаю все правильно. Эта фраза на 100% отражала мой подход к воспитанию собственных детей. Наверное, методы воспитания передаются на генетическом уровне в процессе общения родителей с ребенком, а после появления у него собственных детей распаковываются и начинают внедряться в жизнь.

Процесс воспитания моих детей очень похож на управление парусником

Один мой друг, кандидат в мастера по парусному спорту, недавно рассказывал мне про свое увлечение. После этого разговора я понял, что процесс воспитания моих детей очень похож на управление парусником.

Это вряд ли можно назвать системой или моделью, так как в этой концепции нет жестких правил и заученных реакций, так как многое зависит от направления и скорости ветра, от конкретных условий и случая. Эта концепция не имеет стандартов и четко определенной цели, так как жизнь меняется с бешеной скоростью и капитан сам решает, куда плывет его яхта. Но эта концепция прививает вкус свободы, учит ориентироваться, проявлять упорство и закалять характер. Мысли и желания детей, словно потоки ветра, гонят их корабль по волнам жизни. Я не хочу быть капитаном на чужом судне, но я могу помогать ловить ветер, подруливать и корректировать курс.

Иногда справиться с ветром бывает непросто, приходится в мозоли стирать руки, но если отпустить парус, то можно уплыть в открытое море и долго не увидеть большую землю. Иногда наступает зловещий штиль, который мешает двигаться вперед, в эти минуты нужно найти слова поддержки и мотивации, набрать полные легкие воздуха и помочь расправить паруса.

Иногда случается шторм и становится страшно. Помню, как в контактном зоопарке девочки потянули меня в клетку с совами с огромным желанием погладить их. Признаться честно, даже входить туда было страшно, не то что погладить. Но этот шторм был во мне, а для дочек это было захватывающее приключение. Я рад, что в тот момент не бросил якорь, не опустил паруса и не прервал интереснейшую регату.

Я очень стараюсь не ставить для детей рамок и ограничений, если они хотят чего-то, то они могут это попробовать, а я буду наблюдать и при необходимости подсказывать. Мне кажется, что если устанавливать жесткие границы допустимых действий на уровне можно/нельзя, потенциал ребенка может приобрести форму этих границ. Как квадратный арбуз, который обязан своим оригинальным видом квадратной коробке, в которой он выращивался.

Главное — не мешать ребёнку расти

© Legion-Media.ru

Сталкиваясь с трудностями, ребёнок учится выбирать

Конечно, в таком воспитании существуют сложности, связанные с адаптацией к другим воспитательным системам и мероприятиям, в которых нужно действовать строго по алгоритму и в соответствии с правилами, снижая важность собственных желаний. Но, во-первых, эти трудности знакомят детей с разными вариантами и дают возможность сравнивать их и выбирать, что со временем позволяет им более эффективно распоряжаться своей свободой и комфортно чувствовать себя в любой среде. А во-вторых, эти сложности учат гибкости и слаженной работе родителей.

Моя дочка Мирослава сначала очень не хотела ходить ни к логопеду, ни на ритмику, но благодаря правильно подобранным словам, раскрывающим объективные преимущества занятий и перспективы, она начала посещать их. Сейчас Мира прекрасно выговаривает все буквы, садится на шпагат и танцует. И если логопед остался в прошлом, то ритмика ей нравится все больше и больше, и она с удовольствием засматривается выступлениями юных гимнасток. Так, благодаря слаженной работе без приказов и директив, нам удалось превратить изначальное нежелание ребенка в дело, приносящее удовольствие.

Такой подход к воспитанию позволяет ребенку не проводить все детские годы в бухте, а ловить ветер и узнавать бескрайний мир, наслаждаться процессом, а в нужный момент ставить цель и достигать ее.

И пусть пока нет желания финишировать, большая радость и удовольствие — в самом хождении под парусом, где оттачиваются навыки, закаляется характер и накапливается опыт. Все это однажды позволит капитану определить свою истинную цель, и ничто уже не сможет сбить его с курса. В этот момент я смогу отпустить шкоты, сойти с борта и пожелать детям удачи. Надеюсь, что когда-нибудь дочки спросят меня, что я сделал, чтобы вырастить их такими. Я знаю, что я им отвечу.