Развитие речи: 6 правил, которые должен знать каждый родитель
Советы от логопеда и учителя младших классов о том, когда начинать развитие речи ребенка и как правильно это делать.
Занимайтесь развитием речи с самого рождения малыша
Все, что окружает ребенка с самого рождения, направлено на его развитие. Достаточно немного помогать ему. Делать массаж, показывать яркие игрушки, разговаривать. И уже к 3-м месяцам он будет активно улыбаться, гулить. Появятся первые эмоции, детский плач приобретет разные интонации. Стоит только прислушаться: когда ребенок недоволен — он кряхтит, когда что-то болит — подвывает, поскуливает или громко кричит. Если вы видите, что крик интонационно окрашен, радуйтесь. Это первые зачатки речи.
Не молчите
С ребенком необходимо разговаривать. Откуда взяться детскому лепету, если малыш живет в постоянной тишине? Когда ребенок находится в вашем обществе, он постоянно слушает, воспринимает и перенимает. Сначала интонации и звуки, затем — слоги, первые слова.
Помните истории про детей из неблагополучных семей, в которых с малышами не занимаются, содержат их вместе с животными? Когда ребенок видит собак и кошек больше, чем людей, он начинает мяукать, лаять. Таких малышей называют «детьми Маугли» .
Этот пример доказывает: если ребенок не живет среди людей, у него не формируются навыки речи и общения. Ведь речь — это не просто набор слов и умение их произносить. Этот процесс связан с коммуникацией и психологической адаптацией к ситуации.
Поэтому очень важно разговаривать с ребенком. Разумеется, не нужно делать это 24 часа в сутки. Общайтесь тогда, когда у вас есть настроение. Маме тоже надо отдыхать и не перегружать себя постоянными «а вот это я села, встала, пошла», «сейчас я иду на кухню» и так далее. Все это хорошо, но в меру.
Создавайте среду для развития речи
Создать среду для развития речи очень просто. Когда ваш ребенок еще совсем маленький, пойте ему колыбельные, рассказывайте потешки, поговорки и приговорки.
Когда он станет постарше (до года), начинайте проговаривать вместе слоги: «та-та-та», «ма-ма-ма», «ба-ба-ба». Постепенно переходите к самым простым предложениям (из одного, двух, трех слов). Например, «я беру ложку», «я взяла машину». Подключайте интонацию и эмоции, чтобы ребенок понимал, как строится речь. Поначалу он будет говорить только несколько слов и, повторяя за вами, добавлять свои «лепетные» варианты. Например: «дай алё (телефон)», «дай би-би (машину)».
Некоторые родители в погоне за ранним развитием, как только ребенок начинает произносить первые слова, закупают сборники скороговорок и пытаются заучивать с крохой сложные предложения. Не делайте этого ни в коем случае. Всему свое время. Начинать надо с простого речевого материала, и тогда вы увидите постепенный прогресс.
Не забывайте про упражнения на развитие мелкой моторики. Вам в помощь: крупы, конструктор, пластилин и тесто, а также сотни мелких предметов, которые вы найдете у себя в квартире.
Развивайте мышцы губ и щек с помощью артикуляционной гимнастики
Иногда малыша надо немножко подстегнуть, помочь освоить что-то. Например, в 2-3 месяца ребенок начинает гулить, лепетать. Он проговаривает много-много звуков на одной ноте («б», «м», тянет гласные). Это и есть самая простая, естественная артикуляционная гимнастика. С помощью нее ребенок самостоятельно развивает мышцы губ и щек. Если вы чувствуете, что какой-то звук у него получается хуже других, можно позаниматься этим звуком целенаправленно 3 раза в день по 1-2 минуты. Наклоняйтесь к малышу, чтобы он видел, как работают ваши губы, и произносите много раз конкретный звук.
С детьми постарше (от 1,5 лет) можно делать общую артикуляционную гимнастику, на каждый возраст она своя. Найти упражнения в Интернете не составит никакого труда.
Также мышцы губ и щек можно развивать, играя. Задуйте шарик, свечку, посвистите в свисток или дудочку. Эти игры одновременно тренируют дыхательную систему и артикуляционный аппарат.
Поощряйте разговоры
Словарный запас малыша будет увеличиваться, и ему захочется говорить все больше и больше. Но только в том случае, если его интерес поддержат родные. Станьте для него первым настоящим собеседником. Некоторые родители спрашивают «как у тебя дела», а затем отворачиваются от ребенка к телевизору или к другим делам. Знакомая ситуация?
Так делать не годится. Нужен внимательный разговор. Начните с себя, расскажите, как прошел ваш день. Ребенок выслушает вас и поделится своими впечатлениями. Важно слушать, сопереживать ему – это будет вашим поощрением разговора. А когда человека не слушают, у него нет стимула продолжать рассказ.
Ограничивайте просмотр мультфильмов и взаимодействие с гаджетами
Игры на телефоне, просмотр мультфильмов стоит ограничить до 10-12 лет. Мозг ребенка очень пластичен. Когда малыш сидит перед телевизором, ему не надо совершать почти никаких умственных действий. Отсутствует коммуникация, пропадает природное любопытство. Ему уже не интересно, почему тает снег и растет трава. Общаться ему тоже не интересно. Нет стремления к знаниям и развитию. Соответственно, и речь от этого страдает. Не все родители это понимают сразу. А когда понимают, исправить ситуацию уже очень трудно.