Маленькие манипуляторы
Маленькие манипуляторы
«Вы избалуете ребенка!» Наверное, каждый родитель хоть раз слышал эту фразу. Все мы так или иначе понимаем, что своенравное, капризное дитя – это плохо. Никто не хочет вырастить эгоиста, знающего и понимающего только свои потребности. До этого момента, пожалуй, все ясно. Путаница начинается дальше, когда мы пытаемся понять, что же на самом деле значит «баловать» ребенка и где та самая грань, за которой родительская любовь переходит в потакание, а дети превращаются в искусных маленьких манипуляторов.
Необходимая любовь
«Малыш плачет, когда он в чем-то нуждается, а не потому, что пытается манипулировать родителями», – говоритДэйвид Элкинд профессор отделения детского развития Университета Тафтса и автор многих книг по воспитанию. Он считает первый год жизни ребенка важнейшим периодом, когда закладывается основа связи между родителями и детьми, и формируется восприятие мира. Самое главное – это дать маленькому человеку ощущение безопасности.
«Разумеется, если родители потакают ребенку во всем, удовлетворяют любые прихоти и не ставят для него никаких границ, они его «балуют», но все это происходит гораздо позже. «Распустить» 6-ти месячного младенца – нельзя», – продолжает доктор Элкинд. Это мнение поддерживают два других уважаемых специалиста. Доктор Питер А. Горский, директор Центра здоровья матери и ребенка при Университете Южной Флориды считает разговоры об «избалованных» малышах до года опасным воспитательным мифом. Проведенные им исследования показывают, что дети, которые в младенчестве воспитываются без каких-либо «дисциплинирующих» ограничений в последствие ведут себя более самостоятельно. Родительская любовь дает таким малышам ощущение надежности, из которого происходит уверенность в себе и своих силах.
Доктор Дэйв Уолш – автор многих книг, и основатель нескольких специализированных центров, уже много лет является ведущим специалистом в сфере детского развития. Он сравниваетмладенца с ученым, который постоянно проводит сотни маленьких экспериментов, с одной только целью – сориентироваться в окружающем мире. Эти «исследования» малышей относятся не только к физической стороне вещей, но и помогают им найти ответ на самые главные вопросы: «Безопасен ли этот мир?», «Нужен ли я тем, кто рядом со мной?», «Замечают ли меня?»
То, какие ответы на них получит ребенок, отразится на очень многих аспектах его поведения, а также способности строить здоровые взаимоотношения с другими людьми в будущем. Доктор Уолш считает, что быстрый ответ на потребности младенца, которые он выражает через плач, «тысячи маленьких, но таких важных способов, в которых проявляется родительская ласка и забота» формируют то, что он определяет, как «безопасную связь в любви» – и именно она становится базой, на которой ребенок будет строить отношения с миром в дальнейшем. Более того, эта связь будет и основой для овладения наукой самодисциплины.
Получается, что поведение, которое так часто считают манипулированием, на самом деле выражение естественной потребности младенца постоянно ощущать себя в безопасности и чувствовать любовь и заботу родителей.