Что выбрать: отправить ребенка на учебу в США, Великобританию или оставить в России
© Freepik
Задумываясь о том, в какой стране дать образование ребенку, каждый родитель сталкивается с большим количеством вопросов. И если с российской системой образования все более-менее понятно, то иностранные школы и их методы обучения остаются для многих загадкой.
Татьяна Чесалова, эксперт по среднему образованию за рубежом STAR Academy, разобрала основные критерии и подходы к ребенку на примере трех разных систем образования: США, Великобритании и России.
Начальная школа
Разница в системах образования в России и за рубежом (на примерах США и Великобритании) очевидна уже в начальной школе. Если в России с самого младшего возраста детей приучают к строгой дисциплине, то в английских и американских школах, прежде всего, стараются вызвать интерес к обучению и развить социальные навыки.
Как правило, в зарубежных школах применяют свободную рассадку: дети могут сидеть на полу вокруг преподавателя или даже полулежать на уроках.
Главное, чтобы всем было комфортно.
Ребята учатся в игровой форме, постепенно осваивают навыки чтения и письма, изучают явления окружающего мира, учатся выступать перед аудиторией и работать в группах.
Отличается и подход к самостоятельной подготовке — такого понятия, как домашние задания, в привычном нам понимании в начальных классах зарубежных школ нет.
Прописи, решение задачек и заучивание стихов наизусть здесь не практикуются.
Учебу юные англичане и американцы начинают в 5 лет. Посещение школы (pre-prep school в Англии и elementary school в США) в этом возрасте обязательно для всех.
Средняя и старшая школа
В российских школах дети учатся по единой программе с определенным количеством учебных часов по каждому предмету.
В школах Великобритании и США уже с 13-14 лет есть возможность ранней профориентации и выбора интересующих дисциплин. При этом в старших классах для американцев сохраняется определенный пул обязательных предметов (математика, английский, естественные науки, гуманитарные предметы), а у британцев есть возможность полностью отказаться от тех предметов, которые не даются или не интересны.
Так что юные англичане в возрасте 16-18 лет изучают всего 3-4 предмета в старшей школе, и все они предоставляются по выбору.
Выбор можно ограничить только гуманитарными науками или сконцентрироваться на естественно-научном направлении, если есть понимание, что именно эта сфера интересна в перспективе на университетском уровне.
Британская система образования уникальна тем, что к первому курсу университета студент уже обладает всеми навыками и знаниями для обучения в вузе.
Аналогичная ситуация и в США: один и тот же предмет в старших классах можно изучать как на обычном стандартном уровне, так и на более продвинутом — AP (Advanced Placement), получая во втором случае уже в старшей школе некоторое количество баллов, которые будут засчитаны как часть университетской программы.
Школьная среда и одноклассники
Российская школьная система предполагает, что дети могут учиться в одном составе на протяжении всех 11 лет обучения. Такая модель обучения имеет свои плюсы и зачастую формирует дружеские связи на всю жизнь. А сколько всего могут вспомнить выпускники на традиционной ежегодной встрече по окончании школы!
Но есть и минусы: круг общения ограничен, а изменить устоявшуюся репутацию или модель поведения крайне сложно.
В зарубежных школах с этим проще, понятия класса как некого коллектива в средней и старшей школе не существует, группы для каждого предмета формируются ежегодно.
При этом есть возможность передружиться со всем потоком и проявить себя с неожиданной стороны.
В американских школах очень важны личные границы. В школах Великобритании жестко пресекаются любые проявления буллинга, code of conduct (кодекс этических норм) — один из первых документов, с которым знакомится каждый ученик.
Если в России зачастую конфликты между учениками кажутся естественными и незначительными, то в зарубежных школах проявление агрессии и нетерпимости может повлечь тяжелейшие последствия, вплоть до исключения из школы. Особенно если речь идет о тех или иных проявлениях расизма или национализма.
Практика введения в штат школы психолога появилась в России недавно, буквально пару десятилетий назад, а вот в Америке школьная психологическая служба работает уже более 100 лет. Задача так называемых counselors (школьных психологов) — распознать трудности эмоционального характера и помочь с ними справиться, протестировать ребенка и определить вектор обучения — нужна ли программа с неким уклоном для одаренных детей или, наоборот, специализированная программа обучения для плохо успевающих учеников.
Интересен подход к инклюзивному обучению, который как в Англии, так и в США применяется повсеместно.
Детям с особыми образовательными потребностями (ООП) рады и в общеобразовательных государственных, и в частных школах.
Ребята с аутистическими расстройствами, речевыми или коммуникативными проблемами, нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют возможность учится в обычных школах вместе со сверстниками.
Оценка знаний
В противовес пятибалльной системе, принятой в российских школах, англичане и американцы используют буквенную систему: A, B, C, D, F.
В британской школе также есть высший балл — A* — аналог российской пятерке с плюсом.
Интересен тот факт, что англичане, например, оценивают не только уровень знаний, но и уровень затраченных усилий (Effort).
Так, по этому показателю троечник может превосходить отличника, если вдруг возьмется за ум.
В отчетах по успеваемостиамериканских и британских школ родители видят не только оценки в виде баллов, но и подробнейшие комментарии педагогов по каждому предмету.
При необходимости ребенку указывают на пробелы в знаниях и дают рекомендации по дальнейшей учебе. В зарубежных школах не принято прилюдно хвалить или ругать учеников, все замечания по поводу школьника родители получают исключительно лично.
Родительские собрания здесь носят преимущественно организационный характер.
Фото: Depositphotos, Freepik